Статья посвящена анализу правового положения ректора высшего учебного заведения в свете вступающего в силу нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», интересам участников образовательного процесса, месту и роли ректора в этом процессе.
В статье показано, что информационное обеспечение деятельности высшего учебного заведения выступает в качестве одной из принципиальных составляющих существования образовательной организации.
В статье показано, что решение задач инновационного развития и обеспечения промышленности наукоемкой конкурентоспособной продукцией возможно при наличии высококвалифицированных научных работников, специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, рабочих, способных разрабатывать и создавать изделия на основе технологий, соответствующих мировому уровню. Авторы раскрывают содержание современной подготовки кадров, которая должна соответствовать требованиям промышленных производств.
Рассматривается проблема соответствия технического потенциала страны и уровня образованности населения. По показателю образованности как одному из факторов успешного развития современной (инновационной) экономики Россия находится на втором месте после США. В нашей стране более половины занятых имеют высшее образование. Однако, как показывает автор, позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции как показателе реализации научно-образовательного потенциала характеризуются не такими высокими показателями.
Авторы доказывают, что материализация интеллектуального потенциала наиболее ярко проявляется в научной работе, так как научная деятельность направлена на получение новых знаний в виде гипотез, теорий, методов и т.п. Это особый и специфический вид деятельности, достаточно отличный от любого другого вида деятельности. При этом «обратная сторона медали» — научная активность — направлена на распространение полученных в научной сфере результатов. Она фиксируется соответствующими публикациями, дипломами, патентами, докладами на конференциях, наградами и т.п. В статье показано, что взаимосвязь между научной деятельностью и научной активностью поддается определенной формализации.
По мере осмысления сущности и конкретного содержания высшего образования все яснее становится центральное положение в высшем образовании любого направления, любой специальности, любой последующей практической сферы применения гуманитарного знания. Авторы показывают, что субъектность, выступающая как основная черта гуманитарного знания, наиболее полно может быть осмыслена в рамках тезаурусной концепции.
В статье раскрывается проблема формирования качеств личности как определенного ресурса развития общества. Показано, что в ХХI веке в российском обществе произошли качественные изменения, в результате которых возникла иная социально-духовная атмосфера. В новых социальных и культурных условиях формируется и иной тип личности. Несомненно, эти изменения связаны с особенностями постиндустриального информационного общества. Поскольку информация, знание лежат в основе экономического развития, то поэтому они являются ценностью, ресурсом развития, объединяющей средой, доминантой общественной жизни и существования человека. Но отсюда, как показывает автор, и знание понимается в первую очередь не как определение реальности, а как средство, позволяющее успешно решить конкретную проблему во всей ее многоуровневости.
Автор доказывает, что ответить на вопрос о том, что такое культура, может только философ. Ни один ученый — представитель конкретной науки не скажет о том, что есть природа, так как природа — не просто открытая для всех данность, но и культурная ценность, возникшая в определенной среде. Равно и сама культура — не просто осознаваемая всеми реальность, но существующая с определенного момента и для определенной группы людей ценность, которая и фиксируется в философской идее культуры. По мнению автора, культуру следует искать не в самих по себе вещах, создаваемых человеком, а в отношениях между людьми по поводу этих вещей; культура — мир не вещей, а человеческих отношений.