По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Субъектность как основная черта гуманитарного знания*

Валерий Андреевич Луков проректор по научной и издательской работе, директор Института фундаментальных и прикладных исследований, АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: v-lykov@list.ru
Владимир Андреевич Луков директор Центра теории и истории культуры Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук (IAS), лауреат Бунинской премии, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: vl.lookoff@gmail.com

По мере осмысления сущности и конкретного содержания высшего образования все яснее становится центральное положение в высшем образовании любого направления, любой специальности, любой последующей практической сферы применения гуманитарного знания. Авторы показывают, что субъектность, выступающая как основная черта гуманитарного знания, наиболее полно может быть осмыслена в рамках тезаурусной концепции.

Литература:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.

2. Гуманитарные науки // Википедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.

3. Ильинский И.М. К читателям журнала «Знание. Понимание. Умение» // Знание. Понимание. Умение. — 2004. — № 1.

4. Ильинский И.М. Между Будущим и Прошлым: Социальная философия Происходящего. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006.

5. Ильинский И.М. Прошлое в Настоящем: Избранное. — М.: Издво Моск. гуманит. ун-та, 2011.

6. Костина А.В. Тезаурусный подход как новая парадигма гуманитарного знания // Обсерватория культуры. — 2008. — № 5.

7. Кузнецова Т.Ф. Культурная картина мира: Теоретические проблемы: Науч. моногр. — М.: ГИТР, 2012.

8. Култыгин В.П. Классическая социология. — М.: Наука, 2000.

9. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. — М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2008.

10. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. — М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2013.

11. Луков М.В. Социокультурное конструирование Происходящего (тезаурусный анализ феномена телевидения). — М.: ГИТР, 2012.

12. Межуев В.М. Гуманитарная наука и идеология // Российская гуманитарная наука: генезис и состояние: Материалы постоянно действующего науч. семинара. Вып. 2. — М.: Науч. эксперт, 2007.

13. Наука глазами гуманитария / Ин-т философии РАН. — М., 2005.

14. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru/.

15. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские / Пер. с англ. — Минск: Современный литератор, 1998.

16. Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова Н.Н. Глобальный капитализм: три великие трансформации: Социально-философский анализ взаимодействия экономики и общества. — М.: Культурная революция, 2008.

17. Homans G. The Human Group. — N. Y.: Harcourt Brace, 1950.

Раскрытие такого фундаментального понятия, как субъектность, в последнее время все более тесно увязывается с представлением о культурных тезаурусах [9]. В самом деле, сущность тезауруса раскрывается прежде всего в его связях со средой бытования, каковой выступает гуманитарное знание. Собственно, когда мы обозначаем понятием «тезаурус» полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, то и имеем в виду гуманитарное знание, то есть такое, которое существенно для человека, человеческих групп и обществ с точки зрения обеспечения их жизнедеятельности. Иначе говоря, это вообще все знание, накопленное человеком и человечеством, и можно было бы опустить слово «гуманитарное», но оно отражает аспект, который нас интересует применительно к тезаурусу, а именно субъектность, которая при другой перспективе в трактовке знания может быть и не замечена или, более того, воспринята как вредоносная черта, подрывающая истинность знания и подлежащая изживанию, преодолению.

Гуманитарное знание не равно по своему объему и содержанию гуманитарным наукам. В силу этой несводимости первого ко второму в отношении гуманитарного знания не должны применяться те же принципы атрибуции, как в отношении гуманитарных наук. Тем не менее небезынтересно в дискуссиях о специфике гуманитарных наук увидеть определенную связь с тезаурусным конструированием гуманитарного знания в той части, где его содержание и форма организуются и регулируются принципами научности.

Известный российский философ В.М. Межуев, полемизируя с учеными, относящими к гуманитаристике всю область антропологических и социальных исследований и утверждающими, что происходит интеграция естественных и гуманитарных наук на принципах методологического изоморфизма2, замечает: «Называть гуманитарными все науки о человеке в буквальном смысле, конечно, можно, но в содержательном плане совершенно неверно и бездоказательно» [12]. Для классификационных целей есть основания согласиться, что те из наук о человеке, которые изучают его вне текста и независимо от него, не относятся к гуманитарным наукам, на что указывал М.М. Бахтин [1, с. 285] и что принимает как исходное положение В.М. Межуев [12, с. 17–19]. В итоге делается вывод, что гуманитарные науки не покрывают всего пространства культуры. «В равной мере культура, создаваемая и транслируемая электронными средствами массовой информации — так называемая массовая культура, образует предмет особого блока знания — социологического, который также не назовешь гуманитарным» [12, с. 18]. Что же остается гуманитарию? «Свободная индивидуальность как источник, субъект творческой деятельности и есть предмет изучения гуманитарной науки. В таком качестве человек не постигается никакой другой наукой, кроме как гуманитарной», — утверждает В.М. Межуев [12, с. 19]. Такой подход вполне приемлем, если только относить его к классификации наук и далее достигать в его отношении согласия научного сообщества в порядке конвенциализма, но вряд ли его можно относить к гуманитарному знанию (а В.М. Межуев пользуется терминами «гуманитарные науки» и «гуманитарные знания» как синонимичными), поскольку оно не может быть сведено к исследованию письменных текстов и, более того, не замыкается в пределах науки как формы общественного сознания.

Для Цитирования:
Валерий Андреевич Луков, Владимир Андреевич Луков, Субъектность как основная черта гуманитарного знания*. Ученый совет. 2014;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: