По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Взаимосвязь результативности деятельности и активности в научной работе

Виктор Анатольевич Пономарев профессор кафедры менеджмента АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», кандидат педагогических наук, Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: info@mosgu.ru
Татьяна Петровна Пономарева доцент кафедры менеджмента АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: info@mosgu.ru

Авторы доказывают, что материализация интеллектуального потенциала наиболее ярко проявляется в научной работе, так как научная деятельность направлена на получение новых знаний в виде гипотез, теорий, методов и т.п. Это особый и специфический вид деятельности, достаточно отличный от любого другого вида деятельности. При этом «обратная сторона медали» — научная активность — направлена на распространение полученных в научной сфере результатов. Она фиксируется соответствующими публикациями, дипломами, патентами, докладами на конференциях, наградами и т.п. В статье показано, что взаимосвязь между научной деятельностью и научной активностью поддается определенной формализации.

Литература:

1. Артамонов С.В. Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития: [монография] / С.В. Артамонов и др. — СПб.: СПбГУ, 2008.

2. Бунге М. Интуиция и наука. — М.: Прогресс, 1967.

3. Глазьев С. Приоритетные направления структурной политики развития России // МЭиМО. — 2001. — № 6.

4. Егоров В.В. Моделирование и оценка интеллектуального потенциала — актуальная задача современного управления // Проблемы машиностроения и автоматизации. — 2004. — № 3.

5. Ильинский И.М. Образовательная революция. — М.: МГСА, 2002.

6. RAE Manager’s Report April 2009 [Электронный ресурс] // RAE 2008. URL: http://www.rae.ac.uk/pubs/2009/manager/manager.pdf (дата обращения: 13.11.2012).

7. Research Quality Framework: Assessing the Quality and Impact of Re-search in Australia. 2006 [Электронный ресурс] // Victoria University. URL: http://research.vu.edu.au/ordsite/management/Recommended_ RQF_Dec2006.pdf (дата обращения: 13.11.2012).

8. Markusova V.A. Who and How to Measure Science? // Journal of Higher Education. — 2002. — № 12. — P. 42–46. Russian: Маркусова В.А. Кто и как измеряет науку? // Вестник высшей школы. — 2002. — № 12. — С. 42–46.

9. Price D.S. Trends in scientifi c communication. Communication in modern science: acollection of articles. — M., 1976. — 94 p. Russian: Прайс Д.С. Тенденции в развитии научной коммуникации. Коммуникация в современной науке: сб. статей. — М., 1976. — 94 с.

10. Rousseau R. Journal Evaluation: Technical and Practical Issues // Library Trends. — 2002. — Vol. 50. — № 3. — P. 418–439.

Рассмотрим один из возможных вариантов формализации прямой связи: научная деятельность — научная активность. Будем при этом считать, что для каждого ученого или научной организации научная деятельность (D) и научная активность (А) могут выступать функциями объема финансирования (F).

Мы можем вполне обоснованно предполагать, что сумма D и А не может превышать единицы, что соответствует предельным возможностям научного работника или научной организации.

Из рис. 1 мы видим, что деятельность и активность в своем графическом представлении при максимальном уровне финансирования стремятся к значению 0,5 по следующим причинам.

Во-первых, это показатель того, что происходит равномерное распределение между полученными научными результатами и активностью их использования для удовлетворения общественной потребности.

Во-вторых, общество мотивирует материализацию интеллектуального потенциала в двух видах: достаточный материальный уровень обеспечения научной деятельности и общественное признание результатов данной деятельности в виде общественного заказа.

Объем финансирования можно измерять любым способом, в данном случае это не столь важно, главное в нашем исследовании — показать выявленную зависимость.

Как видно из рис. 1, при начальном значении финансирования научная деятельность и научная активность начинают быстро увеличиваться. При увеличении финансирования до некоторого среднего значения рост D и А продолжается, но уже не так стремительно. Кривые становятся плавными. Однако далее, при максимальном и бесконечном увеличении финансирования, рост научной активности и деятельности практически прекращается. Это не значит, что не изменяются выбранные нами параметры, просто фактор финансирования перестает действовать, так как наступает насыщение.

Опираясь на наше предположение, описанное формулой (2), можно получить следующую зависимость, показывающую, что деятельность есть функция от результата, то есть D = f (R), а активность есть функция его востребованности обществом, которая выражается в финансировании, то есть А = f (F).

Для Цитирования:
Виктор Анатольевич Пономарев, Татьяна Петровна Пономарева, Взаимосвязь результативности деятельности и активности в научной работе. Ученый совет. 2014;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: