По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Качества личности как ресурс развития общества

Нэлли Алексеевна Моисеева заведующая кафедрой философии ФГБОУ ВПО «Российский государственный аграрный заочный университет», доктор философских наук, доцент, Россия, 143900, Московская область, г. Балашиха-8, ул. Юлиуса Фучика, д. 1, e-mail: moiseeva.nel@yandex.ru

В статье раскрывается проблема формирования качеств личности как определенного ресурса развития общества. Показано, что в ХХI веке в российском обществе произошли качественные изменения, в результате которых возникла иная социально-духовная атмосфера. В новых социальных и культурных условиях формируется и иной тип личности. Несомненно, эти изменения связаны с особенностями постиндустриального информационного общества. Поскольку информация, знание лежат в основе экономического развития, то поэтому они являются ценностью, ресурсом развития, объединяющей средой, доминантой общественной жизни и существования человека. Но отсюда, как показывает автор, и знание понимается в первую очередь не как определение реальности, а как средство, позволяющее успешно решить конкретную проблему во всей ее многоуровневости.

Литература:

1. Бессонов Б.Н. Этносы и нации. Национальные отношения и национальная политика // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Философские науки». — 2011. — № 2 (4). — С. 14.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1934.

3. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М.Г. Ярошевского. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — С. 338–339.

4. Губерский Л.В. Философские основания современного образования: проблемы и перспективы // Об образовании. Евразийское пространство: К 20-летию Евразийской ассоциации университетов / Ред. колл.: В.А. Садовничий. — М.: Изд-во Московского ун-та; МАКС Пресс, 2009. — С. 81.

5. Дронов В.П., Кондаков А.М. Новый стандарт общего образования — идеологический фундамент российской школы // Педагогика. Научно-теоретический журнал Российской академии образования. — 2009. — № 4. — С. 24.

6. Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути // В.В. Зеньковский. Психология детства. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995. — С. 19, 295, 298.

7. Лутовинов В.И., Мешкова С.И. Проблема воспитания патриотизма // Педагогика. Научно-теоретический журнал Российской академии образования. — 2008. — № 7. — С. 50.

8. Маслов С.А. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания // Педагогика. Научно-теоретический журнал Российской академии образования. — 2008. — № 9. — С. 47.

9. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Омега-Л, 2013. — С. 3, 51.

10. Санкин Л.А., Викторенкова С.В. Духовно-нравственное воспитание студентов // Педагогика. Научно-теоретический журнал Российской академии образования. — 2008. — № 10. — С. 108–109.

11. Устьянцев В.Б. Жизненное пространство личности в обществе риска // Вестник Российского философского общества. — 2002. — № 4 (24). — С. 35.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. — М.: Прогресс, 1990. — С. 25.

Сегодня мир становится взаимосвязанным и взаимозависимым, глобализация становится одной из основных тенденций информационного общества, а динамизм — его необходимой характеристикой. Человек попадает в ситуации быстро меняющихся картин мира, то есть неизвестного, «открытого» будущего. Одной из основных функций знания и образования становится предвосхищение, прогнозирование. Обращенность в будущее означает, что знание и образование становятся основным способом его формирования. В свою очередь, необходимость интенсивного освоения нового требует «развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности» [9].

Таким образом, переход к информационному обществу значительно повысил роль субъектно-деятельностной, творческой стороны в освоении реальности, то есть потребовал формирования новой модели личности, способной находить технологические и другие сходные ответы на вызовы ускоренного изменения среды. Обратим внимание на то, что записано в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где, в частности, говорится, что «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также... в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека...», а «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей...» [9]. Здесь явно прослеживается ориентир на формирование целостной современной личности как части российского социума и субъекта культуры.

Если качества личности являются ресурсом развития общества, то воспитание личности предполагает совпадение направленности потребностей и интересов общества и личности. Формирование личности — это такое регулирование процесса ее социализации, в котором личность с ее установками опережает общество, становится выражением его целевых ориентиров, его будущего. Следовательно, важно выявить и сформировать такие социально полезные качества личности, которые бы обеспечивали установку на «мы-идентичность», на социальную ответственность, на творческое решение различных проблем и др. Если в обществе воспитают в индивидах умение выживать, адаптироваться к повседневной среде, здесь скорее формируется индивид, а не личность: ведь личность формируется и действует, когда в ее внутренний мир попадают духовная, культурная целостность общества, возникающие на этой основе ценности и смыслы. А так как целостность общества всегда выходит за рамки формы его бытия в настоящем, то и личность, моделирующая свое поведение через усвоенную, интериоризированную целостность, становится субъектом общественной жизни, выделяя ее плюсы и минусы, включаясь в решение возникающих в обществе проблем.

Для Цитирования:
Нэлли Алексеевна Моисеева, Качества личности как ресурс развития общества. Ученый совет. 2014;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: