Сегодня мир становится взаимосвязанным и взаимозависимым, глобализация становится одной из основных тенденций информационного общества, а динамизм — его необходимой характеристикой. Человек попадает в ситуации быстро меняющихся картин мира, то есть неизвестного, «открытого» будущего. Одной из основных функций знания и образования становится предвосхищение, прогнозирование. Обращенность в будущее означает, что знание и образование становятся основным способом его формирования. В свою очередь, необходимость интенсивного освоения нового требует «развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности» [9].
Таким образом, переход к информационному обществу значительно повысил роль субъектно-деятельностной, творческой стороны в освоении реальности, то есть потребовал формирования новой модели личности, способной находить технологические и другие сходные ответы на вызовы ускоренного изменения среды. Обратим внимание на то, что записано в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где, в частности, говорится, что «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также... в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека...», а «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей...» [9]. Здесь явно прослеживается ориентир на формирование целостной современной личности как части российского социума и субъекта культуры.
Если качества личности являются ресурсом развития общества, то воспитание личности предполагает совпадение направленности потребностей и интересов общества и личности. Формирование личности — это такое регулирование процесса ее социализации, в котором личность с ее установками опережает общество, становится выражением его целевых ориентиров, его будущего. Следовательно, важно выявить и сформировать такие социально полезные качества личности, которые бы обеспечивали установку на «мы-идентичность», на социальную ответственность, на творческое решение различных проблем и др. Если в обществе воспитают в индивидах умение выживать, адаптироваться к повседневной среде, здесь скорее формируется индивид, а не личность: ведь личность формируется и действует, когда в ее внутренний мир попадают духовная, культурная целостность общества, возникающие на этой основе ценности и смыслы. А так как целостность общества всегда выходит за рамки формы его бытия в настоящем, то и личность, моделирующая свое поведение через усвоенную, интериоризированную целостность, становится субъектом общественной жизни, выделяя ее плюсы и минусы, включаясь в решение возникающих в обществе проблем.