По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Система опережающей подготовки выпускников в вузе для модернизации и инновационного развития экономики России

Виктор Николаевич Махалин доцент кафедры менеджмента, АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», кандидат экономических наук, доцент, Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: info@mosgu.ru

Рассматривается проблема соответствия технического потенциала страны и уровня образованности населения. По показателю образованности как одному из факторов успешного развития современной (инновационной) экономики Россия находится на втором месте после США. В нашей стране более половины занятых имеют высшее образование. Однако, как показывает автор, позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции как показателе реализации научно-образовательного потенциала характеризуются не такими высокими показателями.

Литература:

1. Гаврилова Н. Институты инновационного развития: отчет США // Экономист. — 2012. — № 8.

2. Гафуров И.Р., Васильев В.Л. Задачи инновационного развития России и мировой рейтинг конкурентоспособности // Инновации. — 2012. — № 4 (162).

3. Гохберг Л.М. Инновационный бизнес в России — три взгляда [Электронный ресурс] // Бюджетная система Российской Федерации. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2001/ vestniksf146-15/vestniksf146-15070.htm (дата обращения: 13.11.2012).

4. Клименко Ф.В., Рогалев Н.Д. Университеты в современном мире: модели образования, организация научных исследований, технологических инноваций. — М.: Изд-во МЭИ, 2005.

5. Нигматулин Р., Нигматулин Б. Кризис и модернизация России // Наш современник. — 2010. — № 3. — С. 190–200.

6. Официальные сайты федеральных целевых программ в области образования: http://www.fcpro.ru; http://www.fcpir.ru; http://www. fcpk.ru.

7. Официальные сайты Президента РФ и Правительства РФ: http://президент.рф; http://правительство.рф (дата обращения: 13.11.2012).

8. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 13.11.2012).

9. Перспективные вузы РФ получат от государства по 300 млн руб. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Радио «Голос России»: http://rus.ruvr.ru/2011/11/19/60678808.html (дата обращения: 13.11.2012).

10. Плановые показатели программы реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на 2009–2012 гг. URL: http://www.rost.ru/projects/health/health_main.shtml (дата обращения: 13.11.2012).

11. Рогалев Н.Д., Табачный Е.М. Трансформация подготовки специалистов с высшим образованием в условиях перехода к инновационной экономике // Вестник МЭИ. — 2010. — № 6.

12. Рогалев Н.Д., Табачный Е.М., Курдюкова Г.Н., Абрамова Е.Ю. Формирование моделей подготовки специалистов для инновационной экономики: вызовы глобализации, трансформация моделей подготовки, технологии обучения, управление образовательными процессами. — 2-е изд., доп. — М.: Издательский дом МЭИ, 2010.

13. Шерейкин В.Л., Кочетков Л.В., Косушкин В.Г. Реализация образовательного и научно-инновационного потенциала Калужской области для подготовки инноваторов // Инновации. — 2012. — № 8 (166).

14. Ranking Web of Universities [Электронный ресурс].

Высокий уровень образованности нации является необходимым условием для выхода страны в инновационные лидеры. Так, наиболее образованные, по рейтингу, американцы представляют на мировой рынок более 60% всех технических инноваций в мире, на их долю приходится не менее половины расходов на НИОКР стран ОЭСР и не менее трети общемировых затрат. Из 50 самых передовых микротехнологий, обеспечивающих производство наукоемкой продукции, 22 технологии контролируются США [1]. В то же время наиболее значительная доля мирового рынка, занятого Россией, приходится на электрические машины (1,7%), авиакосмическую технику (1%), вооружение (0,5%), приборы (0,4%), средства телекоммуникаций и фармацевтические препараты (0,11–0,12%), компьютеры (0,03%) [2].

Существующая ситуация может привести Россию и к утрате преимущества в показателе образованности населения. Трансформация в 1990-х годах привела к снижению кадрового потенциала науки в России на 61,8% (1985 год — 1019 тыс. человек, 2008 год — 761 тыс. человек). Также снижаются и показатели качества высшего образования. В первую сотню вузов мира, включавшую в 2009–2010 годах 69–70 университетов США и 15–17 европейских университетов, не входит ни один российский вуз. Во второй сотне один — это МГУ им. М.В. Ломоносова [14]. К этому рейтингу можно относиться с разной степенью доверия и критичности, однако следует отметить, что затраты государства на образование неуклонно снижаются. В перспективе финансирование образования, определенное в проекте бюджета на 2013 год и планируемый период 2014–2015 годов, существенно сокращается с нынешних 4,8 до 3,8% ВВП. При этом, по прогнозам Минфина, несмотря на кризис, общий объем бюджетных расходов государства будет расти: 13,4 трлн руб. в 2013 году, 14,2 в 2014-м и 15,6 трлн руб. в 2015-м, а расходы на образование сокращаются с 627 млрд руб. в 2013-м до 569 млрд руб. в 2014-м и до 592 млрд в 2015-м. А по различным оценкам, для достижения целей, задекларированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, с которой связаны планы перехода на инновационный путь развития, нам необходимо двукратное увеличение ресурсов на здравоохранение, образование, науку и культуру [5].

Для Цитирования:
Виктор Николаевич Махалин, Система опережающей подготовки выпускников в вузе для модернизации и инновационного развития экономики России. Ученый совет. 2014;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: