Высокий уровень образованности нации является необходимым условием для выхода страны в инновационные лидеры. Так, наиболее образованные, по рейтингу, американцы представляют на мировой рынок более 60% всех технических инноваций в мире, на их долю приходится не менее половины расходов на НИОКР стран ОЭСР и не менее трети общемировых затрат. Из 50 самых передовых микротехнологий, обеспечивающих производство наукоемкой продукции, 22 технологии контролируются США [1]. В то же время наиболее значительная доля мирового рынка, занятого Россией, приходится на электрические машины (1,7%), авиакосмическую технику (1%), вооружение (0,5%), приборы (0,4%), средства телекоммуникаций и фармацевтические препараты (0,11–0,12%), компьютеры (0,03%) [2].
Существующая ситуация может привести Россию и к утрате преимущества в показателе образованности населения. Трансформация в 1990-х годах привела к снижению кадрового потенциала науки в России на 61,8% (1985 год — 1019 тыс. человек, 2008 год — 761 тыс. человек). Также снижаются и показатели качества высшего образования. В первую сотню вузов мира, включавшую в 2009–2010 годах 69–70 университетов США и 15–17 европейских университетов, не входит ни один российский вуз. Во второй сотне один — это МГУ им. М.В. Ломоносова [14]. К этому рейтингу можно относиться с разной степенью доверия и критичности, однако следует отметить, что затраты государства на образование неуклонно снижаются. В перспективе финансирование образования, определенное в проекте бюджета на 2013 год и планируемый период 2014–2015 годов, существенно сокращается с нынешних 4,8 до 3,8% ВВП. При этом, по прогнозам Минфина, несмотря на кризис, общий объем бюджетных расходов государства будет расти: 13,4 трлн руб. в 2013 году, 14,2 в 2014-м и 15,6 трлн руб. в 2015-м, а расходы на образование сокращаются с 627 млрд руб. в 2013-м до 569 млрд руб. в 2014-м и до 592 млрд в 2015-м. А по различным оценкам, для достижения целей, задекларированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, с которой связаны планы перехода на инновационный путь развития, нам необходимо двукратное увеличение ресурсов на здравоохранение, образование, науку и культуру [5].