Принятие Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» заставляет несколько по-новому взглянуть на традиционные вопросы и проблемы, с которыми ежедневно сталкивается высшая школа. Несмотря на гигантский объем этого нормативного правового акта, что затрудняет его восприятие как единого целого, системного нормативного акта, многие аспекты деятельности, в частности высшей школы, остались в стороне от рассмотрения и регулирования. Это может означать, что большинство вопросов, связанных с организацией деятельности вузов, регламентированных в ранее действовавших законах и отсутствующих в новом, будут регулироваться подзаконными актами, а затем потребуют внесения дополнений и изменений в сам закон.
Центральной, узловой проблемой является проблема управления вузом, места и роли в этом процессе ректора высшего учебного заведения.
Первый и при этом крайне принципиальный момент состоит в определенном изменении статуса ректора.
Закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» провозглашал: «Общее руководство государственным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган — ученый совет» (п. 2 ст. 35), а Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 31.01.1996) требовал даже разграничения полномочий между ученым советом и ректором: «Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения» (п. 5 ст. 35). Ректору, по этим законам, предписывалась функция непосредственного управления вузом: «Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляется ректором» (п. 3 ст. 12). При этом «статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения устанавливается Правительством РФ» (ст. 35.3).
В новом Законе «Об образовании РФ» ректору уделено очень небольшое внимание (сам термин «ректор» упоминается лишь дважды, да и то в перечислении, несколько раз о нем говорится также как о руководителе образовательного учреждения). Однако, и именно это является принципиальным моментом, категорично предписано, что «единоличным исполнительным органом вуза является его ректор, который осуществляет текущее руководство деятельностью вуза», при этом одновременно провозглашается, что «управление вузом осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности», а п. 8 ст. 51 этого закона возлагает на ректора «ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации».