По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Культурология в контексте современного гуманитарного знания

Вадим Михайлович Межуев главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт философии Российской академии наук», доктор философских наук, профессор, Россия, 119991, Москва, ул. Волхонка, д. 14/1, стр. 5, e-mail: iph@iph.ras.ru

Автор доказывает, что ответить на вопрос о том, что такое культура, может только философ. Ни один ученый — представитель конкретной науки не скажет о том, что есть природа, так как природа — не просто открытая для всех данность, но и культурная ценность, возникшая в определенной среде. Равно и сама культура — не просто осознаваемая всеми реальность, но существующая с определенного момента и для определенной группы людей ценность, которая и фиксируется в философской идее культуры. По мнению автора, культуру следует искать не в самих по себе вещах, создаваемых человеком, а в отношениях между людьми по поводу этих вещей; культура — мир не вещей, а человеческих отношений.

На каком основании мы называем то или иное произведение искусства культурой? Что нового в наше знание об искусстве добавляет слово «культура»? И в каком смысле мы вообще считаем искусство культурой? Попробуйте ответить на эти вопросы, не имея в голове хоть какой-то идеи культуры. Поясню свой вопрос на следующем примере. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» был закончен в 1940 году и уже тогда стал выдающимся явлением литературы. Опубликован он был впервые в 1966 году, и только с этого момента его можно считать явлением культуры. Если фильм снят и положен на полку, он может быть выдающимся произведением киноискусства, но если его никто не посмотрел — это еще не явление культуры. Театр в лице своего творческого коллектива (актеров, режиссеров, драматургов) — явление искусства, предмет театроведения; театр как место, куда приходит публика, — учреждение культуры. Культуру в отличие от искусства создают не только писатели, художники, музыканты, но и зрители, читатели, слушатели. Она существует лишь в акте коммуникации между автором и его аудиторией в качестве предмета восприятия широкой публикой.

Я не очень понимаю, что меняется от того, что литературоведы, филологи, лингвисты предпочитают называть себя сегодня культурологами, а предмет своего исследования — культурой. Ведь и любой инженер может сказать о себе, что он культуролог, поскольку станки и машины, с которыми он имеет дело, — тоже культура. И уж точно любой гуманитарий может считать себя культурологом, изучающим культуру. Но что нового к уже имеющемуся у них знанию о своем предмете добавляет слово «культура»? Вот на этот вопрос ни один из них не может дать вразумительного ответа.

В самом общем виде культура является посредником между нами, живущими здесь и тут, и вечностью, как она предстает в бесконечной смене поколений. Религия ищет вечность на том свете, по ту сторону жизни, так сказать, на небе, культура в отличие от культа — хранитель вечности на земле. Служителями культуры являются не священники, а философы, художники, все те, кого мы называем творцами и деятелями культуры. Именно они берут на себя функцию посредничества между нами и вечностью, или, иными словами, между индивидом и родом. Культура — это своеобразная победа вечности над быстротекущим временем, если угодно, единственно доступная человеку форма его бессмертия. Там, где вечность, как бы ее ни понимать, утрачивает для человека какой-либо смысл и значение, перестает быть ценность (ценностью становится только жизнь конечного, существующего во времени тела), культура умирает. Похоже, это и происходит в наше время.

Для Цитирования:
Вадим Михайлович Межуев, Культурология в контексте современного гуманитарного знания. Ученый совет. 2014;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: