Рубрика представляет републикацию докладов IХ Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (источник — URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ publications/2012/conf_materials/Higher-Education-for21st-Century_Workshop-3-2012.pdf)
Развитие народного хозяйства предполагает проектирование содержания систем жизнеустройства. Это возможно лишь на базе инновационного пути развития целостного отечественного хозяйства. Между тем анализ подготовки инженеров свидетельствует, что деятельность и условия работы вузов не соответствуют современным требованиям:
— обучение ведется на основе устаревшего оборудования вследствие того, что не осуществляется передача новых образцов и научно-технической документации на специальные кафедры для использования в учебном процессе и научно-исследовательских работах;
— недостаточен объем заказов на НИР, ОКР и их финансирование. Это нарушает основной принцип технического образования — «обучение на основе науки», поскольку значительная часть преподавателей и студентов не участвуют в исследованиях;
— не обеспечивается полноценное проведение всех видов практик на базовых предприятиях;
— повышается средний возраст профессорско-преподавательского состава как результат недостаточного притока молодых специалистов;
— не полностью решены правовые и финансовые проблемы функционирования отраслевых вузов, факультетов, базовых кафедр, взаимоотношений вузов и предприятий при организации целевой подготовки специалистов.
Вместе с тем для отраслей, которым вузы готовят специалистов, характерны следующие общемировые тенденции:
— ускорение технологической революции в отраслях обрабатывающих производств (использование принципиально новых материалов, информационных систем, повышение экологических требований);
— переход к новым поколениям техники;
— переход к новой идеологии разработки и проектирования техники;
— изменение структуры мирового рынка высокосложной техники;