В современных условиях образование не может оставаться таким же, каким оно было еще двадцать лет назад. И дело не только в том, что изменились форматы представления информации. Изменилась сама семиотическая среда. Основной системой знаков стала визуальная коммуникация, основным каналом связи — сетевые коммуникации. Следствием этого стало принципиальное изменение системы мышления — в первую очередь у молодежи, для которой такой формат общения наиболее естественен. Рассмотрению этих особенностей, а также самой системы цифрового образования посвящена статья.
Несмотря на различие культур, систем, ценностей и стилей жизни, во всем мире осуществляется по возрастающей их диалог. Этот закон «взаимотяготения» культур может в полной мере заработать благодаря механизмам глобализации и новейшим информационным технологиям. Автор показывает, что стратегия глобализации опирается на «трех китов» — экономику, всеобщие надграничные информационные связи (массовые коммуникации) и культуру. При этом если экономика и коммуникационные связи легко вовлекаются в глобализационные процессы, то культура остается специфической, воплощая в себе все те функции, которые она выполняет именно в определенном социокультурном контексте. Материалы статьи могут быть полезными в рамках подготовки по дисциплинам «Философия», «Политология», «Культурология».
Проведен анализ проблемы формирования стратегии обеспечения глобальной безопасности мировой цивилизации в XXI веке. Показана актуальность этой проблемы на современном этапе новейшей истории, когда цивилизация переживает системный кризис. Его главной причиной является доминирующая концепция развития цивилизации, ориентированная главным образом на удовлетворение материальных потребностей общества в ущерб его духовному и интеллектуальному развитию. Такая концепция противоречит фундаментальным законам глобальной эволюции системы «Природа — Общество — Человек» и не позволяет преодолеть кризис цивилизации, так как для этого необходимо радикальным образом изменить основные цели ее развития. Предложена формулировка содержания этих целей и рассмотрены приоритетные задачи, которые нужно решить для их достижения.
В статье осуществлен анализ экологических проблем XXI в. и выделены их социально-философские, политологические и этические аспекты. Обоснована необходимость решения экологических проблем на международном, государственном и региональном (муниципальном) уровнях. Материалы статьи могут использоваться в рамках дисциплин «Экология», «Глобалистика», «Экономика».
В статье рассматриваются различные уровни физического мира, а также специфические закономерности их образования и развития. Показано, что воздействия в рамках физического мира влекут за собой взаимодействие объектов, при этом некоторые воздействия носят несимметричный характер. Материалы статьи могут быть полезными в рамках дисциплины «Концепции современного естествознания».
Сделан краткий экскурс в историю становления религиозного образования в Европе и России. Наибольшее внимание уделяется средним векам и Новому времени. Рассматриваются общие аспекты и критерии религиозного образования в светском государстве. Показано участие государства и церкви в образовательной политике и народном просвещении. Материалы статьи могут быть полезными при изучении всеобщей истории и истории педагогики.
В статье рассмотрены особенности становления светского и церковного образования. Показаны отличительные черты светского и церковного образования на различных этапах развития в истории России. Выделены основные проблемы, сложившиеся в системе образования, а также пути их решения исходя из различных временных периодов. Статья может использоваться в качестве научно-методического материала в рамках подготовки обучающихся по направлениям «История», «Педагогика».
В статье анализируется взаимодействие преподавателя и студента в цифровой среде вуза. Проводится сравнение доцифрового этапа образования и новых образовательных принципов, которые могут быть названы цифровой педагогикой. Показано, что цифровая педагогика относится преимущественно к высшей школе, обосновано, что информационная среда современного образовательного процесса должна уметь подстраиваться индивидуально под образовательные задачи каждого участника — эти возможности современной «цифры» и задачи гуманистической педагогики сочетаются в манифесте цифровой образовательной среды.