Религиозное образование имеет длительную историю становления. Развитие религии и институциализация духовных учреждений приводили к усложнению религиозных таинств и культа. Соответственно, возникала потребность в подготовке соответствующих кадров, способных передать весь накопленный религиозный опыт будущим поколениям. Именно это и послужило отправной точкой для появления религиозного образования. У религиозных деятелей, наряду со светской властью, был свой интерес в сфере просвещения подрастающего поколения — чем больше появится конфессиональных последователей, тем легче продвигать свои интересы в общественно-политическом процессе. Для этого следует заняться воспитанием молодого поколения, легче всего приобщить его к таинствам через религиозное учение. В каждом государстве религиозное образование имело не только общие, но и отличительные черты, зависевшие от уровня развития общественно-производственных отношений. Поэтому становление религиозного образования связано с историей возникновения и развития религий и самих государств.
В Европе расцвет религиозного образования приходится на эпоху Средневековья, когда под главенством Римско-католической церкви (РКЦ) все сферы общественной жизни выстраивались в рамках церковных канонов. Церковь, достигнув пика своего могущества, стала контролировать светскую власть. Папские легаты выполняли не только религиозные, но и светские функции, а в сфере образования у них открылись широкие возможности, которые позволили долгие годы занимать ведущую роль в просвещении населения. Во многом этому способствовали сами политики, которые сотрудничали с духовенством и фактически наделили их столь важной прерогативой. Деятели церкви совместно с органами светской власти (по их желанию и без) диктовали народу необходимость строгого соблюдения церковных постулатов в общественно-политической жизни и соблюдения религиозных канонов, без которых невозможно спасение души. Светские мероприятия регулярно сопровождались религиозными таинствами, на которых представители церкви проповедовали церковно-общественное мироустройство. У духовенства имелся план обучения и просвещения людей, а в богословскорелигиозных трактатах отцов христианской церкви раскрывались все азы по методике религиозного образования и воспитания подрастающего поколения. Часть его критериев и поныне реализуется на практике, несмотря на то что светское образование стало доминирующим и потеснило религиозное.