По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.82 DOI:10.33920/nik-02-2210-06

Религиозное образование в светском государстве*

Алексеев Николай Валерьевич учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 3 им. И.А. Флёрова», 143900, Российская Федерация, Московская область, г. Балашиха, ул. Советская, д. 17, эл. адрес: grajdanin1989@bk.ru

Сделан краткий экскурс в историю становления религиозного образования в Европе и России. Наибольшее внимание уделяется средним векам и Новому времени. Рассматриваются общие аспекты и критерии религиозного образования в светском государстве. Показано участие государства и церкви в образовательной политике и народном просвещении. Материалы статьи могут быть полезными при изучении всеобщей истории и истории педагогики.

Литература:

1. Аквинский Ф. Сумма теологии. — Т. I. Часть первая. Вопросы 1–64. — М.: Издатель Савин С, 2006. — 817 с.

2. Гольбах П.А. Избранные произведения в двух томах. — Т. 2 / под общ. ред. Х.Н. Момджяна: пер. с фр. — М.: Соцэкгиз, 1963. — 563 с.

3. Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. — М.: АН СССР, 1961. — 240 с.

4. Каутский К. Происхождение христианства: пер. с нем. — М.: Политиздат, 1990. — 463 с.

5. Никольский Н.М. История русской церкви. — Мн.: Беларусь, 1990. — 541 c.

6. Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700–1917. — М.: Русская панорама, 2003. — 480 с.

1. Akvinskiy F. Summa teologii. — T. I. Chast' pervaya. Voprosy 1–64. — M.: Izdatel' Savin S, 2006. — 817 s.

2. Gol'bakh P.A. Izbrannyye proizvedeniya v dvukh tomakh. — T. 2 / pod obshch. red. KH.N. Momdzhyana: per. s fr. — M.: Sotsekgiz, 1963. — 563 s.

3. Granovskiy T.N. Lektsii po istorii Srednevekov'ya. — M.: AN SSSR, 1961. — 240 s.

4. Kautskiy K. Proiskhozhdeniye khristianstva: per. s nem. — M.: Politizdat, 1990. — 463 s.

5. Nikol'skiy N.M. Istoriya russkoy tserkvi. — Mn.: Belarus', 1990. — 541 c.

6. Fedorov V.A. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' i gosudarstvo. Sinodal'nyy period. 1700–1917. — M.: Russkaya panorama, 2003. — 480 s.

Религиозное образование имеет длительную историю становления. Развитие религии и институциализация духовных учреждений приводили к усложнению религиозных таинств и культа. Соответственно, возникала потребность в подготовке соответствующих кадров, способных передать весь накопленный религиозный опыт будущим поколениям. Именно это и послужило отправной точкой для появления религиозного образования. У религиозных деятелей, наряду со светской властью, был свой интерес в сфере просвещения подрастающего поколения — чем больше появится конфессиональных последователей, тем легче продвигать свои интересы в общественно-политическом процессе. Для этого следует заняться воспитанием молодого поколения, легче всего приобщить его к таинствам через религиозное учение. В каждом государстве религиозное образование имело не только общие, но и отличительные черты, зависевшие от уровня развития общественно-производственных отношений. Поэтому становление религиозного образования связано с историей возникновения и развития религий и самих государств.

В Европе расцвет религиозного образования приходится на эпоху Средневековья, когда под главенством Римско-католической церкви (РКЦ) все сферы общественной жизни выстраивались в рамках церковных канонов. Церковь, достигнув пика своего могущества, стала контролировать светскую власть. Папские легаты выполняли не только религиозные, но и светские функции, а в сфере образования у них открылись широкие возможности, которые позволили долгие годы занимать ведущую роль в просвещении населения. Во многом этому способствовали сами политики, которые сотрудничали с духовенством и фактически наделили их столь важной прерогативой. Деятели церкви совместно с органами светской власти (по их желанию и без) диктовали народу необходимость строгого соблюдения церковных постулатов в общественно-политической жизни и соблюдения религиозных канонов, без которых невозможно спасение души. Светские мероприятия регулярно сопровождались религиозными таинствами, на которых представители церкви проповедовали церковно-общественное мироустройство. У духовенства имелся план обучения и просвещения людей, а в богословскорелигиозных трактатах отцов христианской церкви раскрывались все азы по методике религиозного образования и воспитания подрастающего поколения. Часть его критериев и поныне реализуется на практике, несмотря на то что светское образование стало доминирующим и потеснило религиозное.

Для Цитирования:
Алексеев Николай Валерьевич, Религиозное образование в светском государстве*. Ученый совет. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: