По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.82 DOI:10.33920/nik-02-2210-07

Светское и церковное образование в России*

Алексеев Сергей Валерьевич доцент кафедры рекламы и человеческих ресурсов ЧОУВО Московский университет им. С.Ю. Витте, канд. полит. наук, 115432, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Кожуховский пр-д, д. 12, стр. 1, эл. адрес: grajdanin1989@inbox.ru

В статье рассмотрены особенности становления светского и церковного образования. Показаны отличительные черты светского и церковного образования на различных этапах развития в истории России. Выделены основные проблемы, сложившиеся в системе образования, а также пути их решения исходя из различных временных периодов. Статья может использоваться в качестве научно-методического материала в рамках подготовки обучающихся по направлениям «История», «Педагогика».

Литература:

1. Брикнер А.Г. История Петра Великого / Брикнер А.Г. — СПб.: типография А.С. Суворина, 1882. — 368 с.

2. Калинина Е.А. Закон Божий в русской школе первой половины XIX в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — Серия 2: История. История русской православной церкви. — 2014. — № 4 (59). — С. 85–97.

3. Карамзин Н.М. История государства российского / Карамзин Н.М. — Т. 1. — СПб.: В типографии II. Греча, 1818. — 297 с.

4. Российское законодательство об образовании XIX — начала XX века: сб. документов [Текст]: в 3 т. / ред.-сост., ст., коммент. Э.Д. Днепров // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 831 с. — С. 129–130.

5. Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего синода. 1721–1878 гг. [Электронный ресурс]. — URL: Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего синода. 1721–1878 гг. — читать, скачать (azbyka.ru) (дата обращения 03.10.2021).

1. Brikner A.G. Istoriya Petra Velikogo / Brikner A.G. — SPb.: tipografiya A.S. Suvorina, 1882. — 368 s.

2. Kalinina Ye.A. Zakon Bozhiy v russkoy shkole pervoy poloviny XIX v. // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. — Seriya 2: Istoriya. Istoriya russkoy pravoslavnoy tserkvi. — 2014. — № 4 (59). — S. 85–97.

3. Karamzin N.M. Istoriya gosudarstva rossiyskogo / Karamzin N.M. — T. 1. — SPb.: V tipografii II. Grecha, 1818. — 297 s.

4. Rossiyskoye zakonodatel'stvo ob obrazovanii XIX — nachala XX veka: sb. dokumentov [Tekst]: v 3 t. / red.-sost., st., komment. E.D. Dneprov // Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». — M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2017. — 831 s. — S. 129–130.

5. Rukovodstvennyye dlya pravoslavnogo dukhovenstva ukazy Svyateyshego pravitel'stvuyushchego sinoda. 1721–1878 gg. [Elektronnyy resurs]. — URL: Rukovodstvennyye dlya pravoslavnogo dukhovenstva ukazy Svyateyshego pravitel'stvuyushchego sinoda. 1721–1878 gg. — chitat', skachat' (azbyka.ru) (data obrashcheniya 03.10.2021).

Вопрос, связанный с развитием светского и церковного образования в России, является актуальным долгие столетия. Корень всех дискуссий уходит далеко вглубь истории. Чтобы в них разобраться, обратимся к истокам их возникновения.

Становление системы образования в России продолжалось сотни лет. Начало было положено братьями Кириллом и Мефодием, которые внесли большой вклад в создание письменности. Их миссия имела огромное значение в истории славянских народов, которые в последующем обратились к христианской вере. В скором времени на Руси под их влиянием начала распространятся словесность, появилась азбука. Однако читать и писать научились лишь немногие, уровень образованности среди славянских народов оставался низким. Княжеской властью не проводилась целенаправленная политика в области просвещения — образование было доступным не для всех, и эта тенденция сохранилась и с формированием Древнерусского государства.

Первым из тех древнерусских правителей, кто попытался решить проблему образования, был князь Владимир I. Проводимая им политика в первую очередь была направлена на объединение разрозненных племен. Вражда между славянами длилась долгое время, что и привело к отсутствию единства между ними, поскольку проживавшие друг с другом по соседству племена не знали своей истории. Поводом к началу межплеменных войн могли послужить абсолютно любые события, в том числе и конфликты, вызванные на религиозной почве. Решить все проблемы разом среди необразованного населения можно было тогда посредством единой веры. На подобный шаг и пошел князь Владимир I, а событие это упоминается в летописях как крещение Руси в 988 г. Политика князя Владимира сплотила разрозненные славянские племена и укрепила личную власть князя. С принятием новой веры и отказом от язычества произошел слом старого общественного уклада жизни. В период правления князя Владимира впервые на Руси начали появляться школы, однако их открытие в народе не было встречено с особым энтузиазмом. Школы рассматривались как нечто инородное, нехарактерное для язычества, а их замкнутость и отсутствие общедоступности лишь усиливали отторжение среди общества. Историк Н.М. Карамзин писал: «Великий Князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России. Сие благодеяние казалось тогда страшною новостию, и жены знаменитые, у коих неволей брали детей в науку, оплакивали их как мертвых, ибо считали грамоту опасным чародейством» [3, c. 256].

Для Цитирования:
Алексеев Сергей Валерьевич, Светское и церковное образование в России*. Ученый совет. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: