Вопрос, связанный с развитием светского и церковного образования в России, является актуальным долгие столетия. Корень всех дискуссий уходит далеко вглубь истории. Чтобы в них разобраться, обратимся к истокам их возникновения.
Становление системы образования в России продолжалось сотни лет. Начало было положено братьями Кириллом и Мефодием, которые внесли большой вклад в создание письменности. Их миссия имела огромное значение в истории славянских народов, которые в последующем обратились к христианской вере. В скором времени на Руси под их влиянием начала распространятся словесность, появилась азбука. Однако читать и писать научились лишь немногие, уровень образованности среди славянских народов оставался низким. Княжеской властью не проводилась целенаправленная политика в области просвещения — образование было доступным не для всех, и эта тенденция сохранилась и с формированием Древнерусского государства.
Первым из тех древнерусских правителей, кто попытался решить проблему образования, был князь Владимир I. Проводимая им политика в первую очередь была направлена на объединение разрозненных племен. Вражда между славянами длилась долгое время, что и привело к отсутствию единства между ними, поскольку проживавшие друг с другом по соседству племена не знали своей истории. Поводом к началу межплеменных войн могли послужить абсолютно любые события, в том числе и конфликты, вызванные на религиозной почве. Решить все проблемы разом среди необразованного населения можно было тогда посредством единой веры. На подобный шаг и пошел князь Владимир I, а событие это упоминается в летописях как крещение Руси в 988 г. Политика князя Владимира сплотила разрозненные славянские племена и укрепила личную власть князя. С принятием новой веры и отказом от язычества произошел слом старого общественного уклада жизни. В период правления князя Владимира впервые на Руси начали появляться школы, однако их открытие в народе не было встречено с особым энтузиазмом. Школы рассматривались как нечто инородное, нехарактерное для язычества, а их замкнутость и отсутствие общедоступности лишь усиливали отторжение среди общества. Историк Н.М. Карамзин писал: «Великий Князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России. Сие благодеяние казалось тогда страшною новостию, и жены знаменитые, у коих неволей брали детей в науку, оплакивали их как мертвых, ибо считали грамоту опасным чародейством» [3, c. 256].