В сфере образования происходят значительные изменения. Эти трансформации нашли отражение в кратком статистическим справочнике «Образование в цифрах: 2022», подготовленном специалистами НИУ ВШЭ совместно с Минобрнауки России, Минпросвещения России и Росстатом1. Выявленные тенденции отражают ситуацию на рынке труда и в сфере образования. Важным показателем состояния образования является расход государства на эту сферу, которые в 2020 г. составили 4,3 трлн рублей. Это превышает аналогичный показатель 2010 г. на 20,3%. Вторым важным трендом — вполне ожидаемым — является рост цифровизации образования. Дистанционные технологии в 2021/2022 учебном году были задействованы в образовательных программах вузов у 53,2% студентов (что примерно в 4 раза превышает показатели 2019-2020 учебного года), в программах СПО — у 42,9 % обучающихся (что превышает показатели 2019-2020 года в 6 раз). Эта тенденция ощутимо проявилась не только из-за ковидных ограничений, но также вследствие развития в стране процессов цифровой трансформации. Данные исследования подтвердили еще одну тенденцию, которая стала ощутимой несколькими годами ранее и связана с ростом привлекательности программ подготовки в рамках среднего профессионального образования. За десять лет с 2010 г. прием на эти программы увеличился на 23,5% и достиг показателя 870,9 тыс. человек. Соответственно, снизился поток абитуриентов, выбирающих бакалавриат и магистратуру (с 7 млн до 4 млн человек), при этом в рамках СПО наиболее востребованными стали сферы инженерного дела и технологий (42% выпускников 2021 г. получили дипломы именно в области технических наук). Важно, что диплом становится реальным условием трудоустройства — тенденции последних 5 лет показали, что диплом аспирантуры дает возможность трудоустройства в течение года после завершения образования 86,4% выпускников, диплом специалитета и магистратуры — 85,3%, бакалавриата — 79,5% выпускников. В то же время, стала заметной интенсификация нагрузки преподавателей и учителей. Согласно данным НИУ ВШЭ, в большей степени эта тенденция касается школ, где численность обучающихся на одного преподаватели выросла за 10 лет с 13 до 19 человек, а также организаций, реализующих программы дошкольного образования, где нагрузка на воспитателя выросла с 11 до 14 детей. В то же время, в вузах ситуация по этому показателю остается стабильной, где на каждого работника профессорско-преподавательского состава приходится 12 студентов, а в рамках подготовки специалистов среднего звена даже снизилась — с 17 до 16 обучающихся.
Эти данные показывают, что в последние годы осуществляются содержательные трансформации в области образования – оно стало более содержательным, технологичным, практико-ориентированным, а также направленным на воспитание личностных качеств выпускников, на формирование их гражданского и патриотического сознания. В соответствии с Законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ, связанным с воспитанием обучающихся в процессе образования, сформированы программы и календарные планы воспитательной работы. В ближайшее время в образовательных программах организаций высшего и среднего звена наверняка найдет отражение Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, утвержденная Указом Президента РФ от 5 сентября 2022 г. № 611, в которой акцентируется необходимость повышения конкурентоспособности российского образования, важность проведения в России международных форумов и конференций, а также участия преподавателей и студентов в зарубежных научных мероприятиях, в обменных программах. Эти задачи определяют дальнейший вектор развития науки и образования, а также направления деятельности всех работников этих сфер.
С уважением, А.В. Костина, главный редактор