По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378 DOI:10.33920/nik-02-2210-08

Взаимодействие преподавателя и студента в цифровой среде вуза*

Сороковикова Валентина Ивановна исполняющий обязанности заведующего кафедрой общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Академии хорового искусства имени В.С. Попова, канд. филос. наук, доцент, 125565, Российская Федерация, г. Москва, ул. Фестивальная, д. 2, эл. адрес: visoroks@mail.ru
Моисеева Нелли Алексеевна доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российского государственного аграрного заочного университета, д-р филос. наук, доцент, 143900, Российская Федерация, Московская область, г. Балашиха, шоссе Энтузиастов, д. 50 эл. адрес moiseeva.nel@yandex.ru

В статье анализируется взаимодействие преподавателя и студента в цифровой среде вуза. Проводится сравнение доцифрового этапа образования и новых образовательных принципов, которые могут быть названы цифровой педагогикой. Показано, что цифровая педагогика относится преимущественно к высшей школе, обосновано, что информационная среда современного образовательного процесса должна уметь подстраиваться индивидуально под образовательные задачи каждого участника — эти возможности современной «цифры» и задачи гуманистической педагогики сочетаются в манифесте цифровой образовательной среды.

Литература:

1. Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху: монография. — Нижний Тагил: УрФУ, 2017. — 128 с.

2. Киуру К.В., Попова Е.Е. От учебной мотивации к студенческой вовлеченности: ответ на вызов новой парадигмы высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 61–4 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otuchebnoy-motivatsii-k-studencheskoy-vovlechennosti-otvet-na-vyzov-novoyparadigmy-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 26.08.2021).

3. Манифест о цифровой образовательной среде [Электронный ресурс]. — URL: http://edutainme.ru/ (дата обращения: 18.11.2021.).

4. Хансенс Андерс. На цифровой игле. — М.: РИПОЛ классик, 2021. — 240 с.

5. Философия: Учебник для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.

1. Ignatova N.YU. Obrazovaniye v tsifrovuyu epokhu: monografiya. — Nizhniy Tagil: UrFU, 2017. — 128 s.

2. Kiuru K.V., Popova Ye.Ye. Ot uchebnoy motivatsii k studencheskoy vovlechennosti: otvet na vyzov novoy paradigmy vysshego obrazovaniya // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2018. — № 61–4 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-uchebnoy-motivatsii-k-studencheskoyvovlechennosti-otvet-na-vyzov-novoy-paradigmy-vysshego-obrazovaniya (data obrashcheniya: 26.08.2021).

3. Manifest o tsifrovoy obrazovatel'noy srede [Elektronnyy resurs]. — URL: http:// edutainme.ru/ (data obrashcheniya: 18.11.2021.).

4. Khansens Anders. Na tsifrovoy igle. — M.: RIPOL klassik, 2021. — 240 s.

5. Filosofiya: Uchebnik dlya vuzov / pod obshch. red. V.V. Mironova. — M.: Norma, 2005. — 928 s.

Еще в 2015 г. проект Edutainme опубликовал «Манифест о цифровой образовательной среде». Основные тезисы Манифеста были связаны с возможностями, которые предоставляет новая среда: это и междисциплинарные связи, и возможности для личностно-ориентированного обучения, условия для самостоятельного контроля студентом продвижения в освоении дисциплины, адаптивность и большая самостоятельность студента в учебном процессе. Теперь уже используются такие термины, как цифровой педагог, цифровой студент, профессор онлайн, цифровая педагогика. Происходит изменение ролей преподавателя и студента, возникает все больше взаимодействия между ними.

В рамках цифровой педагогики студент получает задание найти информацию в интернете, критически оценить ее, участвовать в проекте вместе с однокурсниками (что предполагает развитие критических, креативных и коммуникационных навыков). Такое задание учит формулировать проблему, подбирать материал, искать ответы, создавать интертекст или гипертекст, формулировать текст с учетом целевой аудитории, выступать на камеру, порой также записывать и монтировать видео.

Можно сформулировать некоторые принципы общения преподавателя и студента в цифровой среде. Все они представляют собой пока что поисковые варианты нового типа взаимодействия. Происходит переход от неделимых курсов к более компактным модульным или гранулированным образовательным форматам (в курсы включаются фрагменты лекций других преподавателей, видео с образовательных ресурсов или гиперссылки на них).

Предполагается, что именно активность студента призвана стать ключевой единицей обучения. Образование будет во все большей степени отказываться от передачи студенту готовой информации, заданной извне, в цифровой среде единицей обучения становится активность обучающегося, направленная не только на восприятие, но и на действия студента в процессе получения информации. Активностью может быть выполнение заданий, проектов, проверка или самопроверка. Хотя активности автономны, вместе они формируют бесконечное количество цепочек: курсов, квестов, кампаний, образовательных траекторий. Каждая активность предполагает и различия в ее оценке как со стороны преподавателя, так и со стороны других студентов.

Для Цитирования:
Сороковикова Валентина Ивановна, Моисеева Нелли Алексеевна, Взаимодействие преподавателя и студента в цифровой среде вуза*. Ученый совет. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: