Еще в 2015 г. проект Edutainme опубликовал «Манифест о цифровой образовательной среде». Основные тезисы Манифеста были связаны с возможностями, которые предоставляет новая среда: это и междисциплинарные связи, и возможности для личностно-ориентированного обучения, условия для самостоятельного контроля студентом продвижения в освоении дисциплины, адаптивность и большая самостоятельность студента в учебном процессе. Теперь уже используются такие термины, как цифровой педагог, цифровой студент, профессор онлайн, цифровая педагогика. Происходит изменение ролей преподавателя и студента, возникает все больше взаимодействия между ними.
В рамках цифровой педагогики студент получает задание найти информацию в интернете, критически оценить ее, участвовать в проекте вместе с однокурсниками (что предполагает развитие критических, креативных и коммуникационных навыков). Такое задание учит формулировать проблему, подбирать материал, искать ответы, создавать интертекст или гипертекст, формулировать текст с учетом целевой аудитории, выступать на камеру, порой также записывать и монтировать видео.
Можно сформулировать некоторые принципы общения преподавателя и студента в цифровой среде. Все они представляют собой пока что поисковые варианты нового типа взаимодействия. Происходит переход от неделимых курсов к более компактным модульным или гранулированным образовательным форматам (в курсы включаются фрагменты лекций других преподавателей, видео с образовательных ресурсов или гиперссылки на них).
Предполагается, что именно активность студента призвана стать ключевой единицей обучения. Образование будет во все большей степени отказываться от передачи студенту готовой информации, заданной извне, в цифровой среде единицей обучения становится активность обучающегося, направленная не только на восприятие, но и на действия студента в процессе получения информации. Активностью может быть выполнение заданий, проектов, проверка или самопроверка. Хотя активности автономны, вместе они формируют бесконечное количество цепочек: курсов, квестов, кампаний, образовательных траекторий. Каждая активность предполагает и различия в ее оценке как со стороны преподавателя, так и со стороны других студентов.