По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378 DOI:10.33920/nik-02-2210-01

Цифровая модернизация российского образования в современных условиях*

Хорина Галина Петровна проф. кафедры истории и регионоведения Московского гуманитарного университета, д-р филос. наук, проф., 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: galhorina@mail.ru

В современных условиях образование не может оставаться таким же, каким оно было еще двадцать лет назад. И дело не только в том, что изменились форматы представления информации. Изменилась сама семиотическая среда. Основной системой знаков стала визуальная коммуникация, основным каналом связи — сетевые коммуникации. Следствием этого стало принципиальное изменение системы мышления — в первую очередь у молодежи, для которой такой формат общения наиболее естественен. Рассмотрению этих особенностей, а также самой системы цифрового образования посвящена статья.

Литература:

1. Исмаилова Н.П., Рамазанова П.К. Модернизация образования в условиях цифровой экономики // МНКО. — 2020. — № 1 (80) — С. 59–60 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-obrazovaniya-vusloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 06.11.2021).

2. Межуев В.М. Идея культуры: очерки по философии культуры / В.М. Межуев; Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 406 с.

3. Паспорт программы «Цифровая экономика Российской Федерации» на период до 2024 года». Паспорт проекта утвержден: 24 декабря 2018 года [Электронный ресурс]. — URL: Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» 2018–2024. Паспорт проекта, цели и задачи (strategy24.ru) (дата обращения: 06.11.2021).

4. Розина И.Н. Цифровизация образования // Информационные технологии в образовании — 2011: сборник научных трудов участников XI научно-практической конференции-выставки, 31 октября — 1 ноября. — Ростов н/Д: Ростиздат, 2011. — С. 149–151.

5. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 343 с.

1. Ismailova N.P., Ramazanova P.K. Modernizatsiya obrazovaniya v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki // MNKO. — 2020. — № 1 (80) — S. 59–60 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-obrazovaniya-v-usloviyahtsifrovoy-ekonomiki (data obrashcheniya: 06.11.2021).

2. Mezhuyev V.M. Ideya kul'tury: ocherki po filosofii kul'tury / V.M. Mezhuyev; Ros. akad. nauk, In-t filosofii. — M.: Progress-Traditsiya, 2006. — 406 s.

3. Pasport programmy «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii» na period do 2024 goda». Pasport proyekta utverzhden: 24 dekabrya 2018 goda [Elektronnyy resurs]. — URL: Natsional'nyy proyekt «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii» 2018–2024. Pasport proyekta, tseli i zadachi (strategy24.ru) (data obrashcheniya: 06.11.2021).

4. Rozina I.N. Tsifrovizatsiya obrazovaniya // Informatsionnyye tekhnologii v obrazovanii — 2011: sbornik nauchnykh trudov uchastnikov XI nauchno-prakticheskoy konferentsii-vystavki, 31 oktyabrya — 1 noyabrya. — Rostov n/D: Rostizdat, 2011. — S. 149–151.

5. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya / A.YU. Uvarov, E. Geybl, I.V. Dvoretskaya i dr.; pod red. A.YU. Uvarova, I.D. Frumina; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. — M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. — 343 s.

Было бы ошибкой считать, что сознание современных молодых людей, использующих в качестве средств коммуникации сетевые и интернет-технологии, менее приспособлено для получения новой информации, в том числе знаний. Тот способ считывания, осознания, запоминания, трансляции, применения, который атрибутивен для современной молодежи, обладает целым рядом особенностей. Они выступают и как достоинства, и как недостатки — но в целом можно говорить о формировании принципиально нового способа получения информации. И прежде чем говорить об особенностях цифровизации образования в современных условиях, необходимо определить эти качественные отличия самих потребителей образования.

Наиболее характерной чертой, связанной с восприятием информации, у современной молодежи является то, что уже давно обозначено как клиповость мышления. Это означает, что студенты в большей степени настроены на восприятие кратких, сжатых информационных блоков, сопровождаемых визуальным рядом. Положительным аспектом такого восприятия становится быстрота ее осознания, легкость запоминания и большие массивы оперативных данных, которые могут быть представлены именно в такой форме. Отрицательные особенности подобного мышления связаны с затруднениями восприятия пространных текстов, где включается не только способность выстраивания ассоциативных рядов — в том числе между изображением и текстом, но главным образом то, что философы называли «способностью видеть умом» [2]. Эта способность заключается в том, что человек может выстраивать в своем сознании специфические ментальные пространства, миры — научный, художественный, литературный и т.п. Тексты, состоящие из значительного числа абстрактных понятий, которые невозможно визуализировать, требуют наличия такой способности в рамках самых различных специальностей, к которым готовится обучающийся. Впрочем, такая особенность необходима для восприятия любого текста, так как любое понятие должно найти связь с другими понятиями и категориями и выстроить при этом связный, логичный, непротиворечивый, доказательный текст. Так понимать материал, представленный для обучения, могут только те, у кого данная способность к абстрактному мышлению и восприятию письменного текста на уровне его понимания сформирована.

Для Цитирования:
Хорина Галина Петровна, Цифровая модернизация российского образования в современных условиях*. Ученый совет. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: