Было бы ошибкой считать, что сознание современных молодых людей, использующих в качестве средств коммуникации сетевые и интернет-технологии, менее приспособлено для получения новой информации, в том числе знаний. Тот способ считывания, осознания, запоминания, трансляции, применения, который атрибутивен для современной молодежи, обладает целым рядом особенностей. Они выступают и как достоинства, и как недостатки — но в целом можно говорить о формировании принципиально нового способа получения информации. И прежде чем говорить об особенностях цифровизации образования в современных условиях, необходимо определить эти качественные отличия самих потребителей образования.
Наиболее характерной чертой, связанной с восприятием информации, у современной молодежи является то, что уже давно обозначено как клиповость мышления. Это означает, что студенты в большей степени настроены на восприятие кратких, сжатых информационных блоков, сопровождаемых визуальным рядом. Положительным аспектом такого восприятия становится быстрота ее осознания, легкость запоминания и большие массивы оперативных данных, которые могут быть представлены именно в такой форме. Отрицательные особенности подобного мышления связаны с затруднениями восприятия пространных текстов, где включается не только способность выстраивания ассоциативных рядов — в том числе между изображением и текстом, но главным образом то, что философы называли «способностью видеть умом» [2]. Эта способность заключается в том, что человек может выстраивать в своем сознании специфические ментальные пространства, миры — научный, художественный, литературный и т.п. Тексты, состоящие из значительного числа абстрактных понятий, которые невозможно визуализировать, требуют наличия такой способности в рамках самых различных специальностей, к которым готовится обучающийся. Впрочем, такая особенность необходима для восприятия любого текста, так как любое понятие должно найти связь с другими понятиями и категориями и выстроить при этом связный, логичный, непротиворечивый, доказательный текст. Так понимать материал, представленный для обучения, могут только те, у кого данная способность к абстрактному мышлению и восприятию письменного текста на уровне его понимания сформирована.