Императивом XXI века становится научно осмысленное образование, направленное на формирование интеллектуального потенциала общества и подготовку кадров для инновационной экономики. В статье представлен ряд нормативно-правовых документов, направленных на инновационную траекторию развития государства. Обоснована необходимость интеграции образования, науки и производства как условие для перехода к цифровой экономике. Предложены современные обучающие технологии для профессиональной подготовки кадров. Обозначены некоторые проблемы качественной подготовки кадров высокой квалификации и намечены пути их решения.
В статье развивается информационная концепция культуры, представляющая культуру как внегенетический и внеорганизменный информационный процесс, характеризующий природу социальной ступени эволюции. Информация рассматривается в качестве всеобщего свойства материи, «ответственного» за эволюционные процессы и реализующего многообразные формы и способы движения на различных ступенях глобальной эволюции. Раскрывается социокультурный принцип экзогенного накопления, передачи и преобразования информации в контексте продолжения дальнейшего роста информационного содержания материальных систем в процессе глобально-универсальной эволюции. Отмечается, что развитие информационной концепции культуры становится предметной областью нового направления исследований культуры — информационной культурологии, создающей новые пути и перспективы осознания природы культуры и культурогенеза.
В данном фрагменте книги «Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение», изданной НИУ ВШЭ, рассматриваются основные тренды развития рынка труда в условиях стремительного развития новейших технологий цифровой эпохи. Рассмотрены новейшие профессии, которые станут, по прогнозу экспертов, наиболее востребованными в ближайшие десятилетия. Особое внимание уделяется трудовым функциям тех, кто будет обеспечивать эти сферы.
В статье ставится вопрос о ценностях современного студенчества. Соотнося негативные и положительные особенности, автор выявляет их противоречия на современном этапе развития общества. Автор показывает, что формирование ценностей — это одна из функций образования, и от этого зависит многое в жизни и молодого человека, и его семьи, и общества.
Характерной чертой современной рекламы является приобретение ею нового статуса (социальный институт) в результате вовлечения ее возможностей в сферу формирования мировоззрения молодежи. Показано, что реклама не столько информирует, сколько внедряет в сознание идейные ценности, установки и в конечном счете оказывает влияние на формирование индивида и характер его социальных взаимоотношений. Сегодня с уверенностью можно констатировать, что качество и эффективность рекламно-информационной деятельности непосредственно оказывают влияние на воспитание молодежи. В данной статье рассмотрена реклама как социальный институт, выявлены основные черты. Определены роль и возможности института рекламы в процессе социализации молодежи, проанализирована деструктивная и позитивная роль рекламы в процессе социализации молодого поколения.
Организация сопровождения обучающихся в условиях реализации ФГОС новых поколений является задачей междисциплинарного характера. В рамках внедрения компетентностного и личностно ориентированного подхода она не может быть решена традиционными методами и средствами, включая средства контроля и оценки академической успеваемости студентов вузов. Для успешного решения этой задачи прежде всего требуются разработка и внедрение модели комплексного образовательного мониторинга, сочетающего в себе педагогические, психологические и социологические инструменты измерения широкого ряда показателей личностного развития и профессионального становления будущих специалистов в различных отраслях народного хозяйства.
Данная статья открывает серию публикаций автора, посвященных развитию науки и философии в XX–XXI веках. Автор показывает, что развитие этих сфер знания исторически обусловлено, и постклассическая методология сложилась в совершенно определенных обстоятельствах, связанных с построением нового типа общества и сопутствующими этому процессу научными, технологическими открытиями, повышением образовательного уровня населения, изменением форм социальности. Поскольку центральным феноменом, вбирающим все названные аспекты развития общества, является культура, она и выступает системообразующим понятием данной работы.
В статье обосновывается человеческое видение как культурно-исторический конструкт, неразрывно связанный не только со своей исторической эпохой и социальной средой, но и с изобразительными конвенциями, а значит, с памятниками искусства. Отличия и сходства изображенного в произведениях искусства прошлого как отражения действительности ушедших эпох с тем, что мы можем наблюдать в окружающем нас мире XXI столетия, раскрывают глубокие, непреодолимые различия между тем, как мы видим, воспринимаем и осознаем увиденное сейчас, и тем, как это было в прошлом. Автор показывает, что непосредственно визуальное восприятие сопрягается с внутренней работой, направленной на осмысление объекта видения в контексте мировоззренческой модели.