Постклассическая модель культуры сформировалась в условиях тех социальных трансформаций, которые поставили вопрос о доверии к великим научным и философским системам, созданным в рамках классической традиции.
Этими факторами на рубеже XIX–XX веков становится целая совокупность социокультурных изменений и новых исторических обстоятельств. Среди них:
— научные открытия, принципиальным образом изменившие представление об окружающем мире и формы экономической жизни;
— интенсивное развитие промышленного производства, а также сопутствующие ему явления в виде урбанизации;
— возникновение новых коммуникационных систем, фактически приведшее к формированию представления о мире как о взаимосвязанном;
— резкое повышение образовательного уровня, ставшее результатом ряда реформ и укрепления демократических институтов;
— формирование новых отношений в экономической сфере и фактически нового типа общества — индустриального;
— изменение форм социальной организации, распадение сложившейся сословной социальной структуры и сложение новых социальных общностей в виде классов;
— формирование нового субъекта исторического действия — феномена массы.
Эти социальные трансформации были весьма значительны, они показали, что гражданское общество как идеал просвещенческой эпохи, о котором писал И. Кант, уступает место обществу массовому, основанному не на признании гражданских свобод, подкрепленных правами граждан и их обязанностями перед обществом, но на стратегиях подчинения. И если Гегель считал историю «прогрессом по пути свободы», то в новых условиях стало возможным говорить о том, что история выступает как «прогресс по пути власти». Именно проблема власти в ее многообразных проявлениях становится в современном обществе одной из центральных проблем [4, c. 39].
В этих условиях формируется постклассическая научная и философская парадигма. Это была эпоха разочарования в идеалах Просвещения, разочарования в идее прогресса культуры и определения новой идеи — кризиса культуры.