Переход от индустриального общества к постиндустриальному, глобализация, информатизация общественных отношений, глубокая международная интеграция практически во всех областях общественных отношений наполняют все сферы социальной действительности новым содержанием [1]. В современном мире меняется приоритет общественного производства. Массовое производство знаний приходит на смену массовому производству вещей. Интеллектуальный труд становится ведущей деятельностью современного человека, наполняя собой даже те специальности, которые традиционно не входили в его сферу.
На рынке труда основной ценностью становится профессионализм, который в современном понимании имеет многогранное и комплексное значение, не только охватывающее процесс выполнения профессиональных обязанностей, но и предусматривающее творческую самореализацию человека в современном мире, гармоничное сочетание в его профессиональной и социальной деятельности не только необходимой суммы знаний, умений и навыков профессионального характера, но также активной мировоззренческой позиции, являющейся основой эффективного решения стоящих перед ним задач [5, с. 270–271].
Государственная позиция Российской Федерации на этот счет изложена в Концепции развития образования на 2016–2020 годы, утвержденной Правительством РФ и подписанной Д.А. Медведевым 29.12.2014 (№ 2765-р). Главной целью предлагаемой программы является возможность для наиболее эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на «формирование конкурентоспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе [4]. Поэтому сегодня так активно происходит смена парадигм образования, переориентация его на компетентностный и личностно ориентированный подходы.
Принцип компетентностного подхода раскрывается через понятия «компетенция» и «компетентность». Федеральные государственные образовательные стандарты, рабочие программы учебных дисциплин среднего профессионального и высшего образования строятся по этому принципу и содержат требования по формированию и развитию необходимых для осуществления профессиональной деятельности компетенций обучающихся.