По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.032

Организация комплексного сопровождения обучающихся в условиях реализации ФГОС

Фурсов Валентин Владимирович кандидат философских наук, магистр права, доцент кафедры общей психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова», лауреат конкурса «Грант Москвы в сфере образования в 2007 году» Россия, 117513, Москва, ул. Островитянова, д. 1, стр. 7, e-mail: vfursov@mail.ru
Ананишнев Владимир Максимович доктор социологических наук, профессор Московского городского педагогического университета Россия, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, e-mail: ananishnevv@yandex.ru
Фурсов Иван Валентинович магистр психологии, аспирант кафедры нейрои патопсихологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» (МГУ) Россия, 119234, Москва, Ленинские горы, д. 1, e-mail: ivanfursov1@mail.ru

Организация сопровождения обучающихся в условиях реализации ФГОС новых поколений является задачей междисциплинарного характера. В рамках внедрения компетентностного и личностно ориентированного подхода она не может быть решена традиционными методами и средствами, включая средства контроля и оценки академической успеваемости студентов вузов. Для успешного решения этой задачи прежде всего требуются разработка и внедрение модели комплексного образовательного мониторинга, сочетающего в себе педагогические, психологические и социологические инструменты измерения широкого ряда показателей личностного развития и профессионального становления будущих специалистов в различных отраслях народного хозяйства.

Литература:

1. Ананишнев В.М., Фурсов В.В. Международные критерии и показатели эффективности деятельности образовательных учреждений / В сб.: Перспективы развития системы столичного образования. Сборник научных трудов. — 2016. — С. 14–25.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический проект; Мир, 2005.

3. Компетенция // Толковый словарь Ушакова. — URL: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/ushakov/838158#sel=6:1,6:33.

4. Концепция развития образования на 2016–2020 годы. — URL: http://2016god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/.

5. Талалова Л.Н. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий / Л.Н. Талалова. — М.: РУДН, 2003. — 368 с.

6. Фурсов В.В. Гражданское общество как заказчик образовательных услуг // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. — 2010. — № 11. — С. 27–30.

7. Фурсов В.В. Образование как когнитивная система. Синергетический подход // Дистанционное и виртуальное обучение. — М.: СГУ, 2015. — № 10 (100). — С. 117–127.

8. Фурсов В.В. Социально-управленческий мониторинг в системе подготовки педагогических кадров // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2010. — № 5. — С. 91–95.

9. Фурсов В.В. Философско-методологические основания мониторинга образования: Дис. канд. филос. наук: 09.00.11. — М., 2013. — 150 c.

10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования // Народное образование. — 2003. — № 5. — С. 55–61.

11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64.

Переход от индустриального общества к постиндустриальному, глобализация, информатизация общественных отношений, глубокая международная интеграция практически во всех областях общественных отношений наполняют все сферы социальной действительности новым содержанием [1]. В современном мире меняется приоритет общественного производства. Массовое производство знаний приходит на смену массовому производству вещей. Интеллектуальный труд становится ведущей деятельностью современного человека, наполняя собой даже те специальности, которые традиционно не входили в его сферу.

На рынке труда основной ценностью становится профессионализм, который в современном понимании имеет многогранное и комплексное значение, не только охватывающее процесс выполнения профессиональных обязанностей, но и предусматривающее творческую самореализацию человека в современном мире, гармоничное сочетание в его профессиональной и социальной деятельности не только необходимой суммы знаний, умений и навыков профессионального характера, но также активной мировоззренческой позиции, являющейся основой эффективного решения стоящих перед ним задач [5, с. 270–271].

Государственная позиция Российской Федерации на этот счет изложена в Концепции развития образования на 2016–2020 годы, утвержденной Правительством РФ и подписанной Д.А. Медведевым 29.12.2014 (№ 2765-р). Главной целью предлагаемой программы является возможность для наиболее эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на «формирование конкурентоспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе [4]. Поэтому сегодня так активно происходит смена парадигм образования, переориентация его на компетентностный и личностно ориентированный подходы.

Принцип компетентностного подхода раскрывается через понятия «компетенция» и «компетентность». Федеральные государственные образовательные стандарты, рабочие программы учебных дисциплин среднего профессионального и высшего образования строятся по этому принципу и содержат требования по формированию и развитию необходимых для осуществления профессиональной деятельности компетенций обучающихся.

Для Цитирования:
Фурсов Валентин Владимирович, Ананишнев Владимир Максимович, Фурсов Иван Валентинович, Организация комплексного сопровождения обучающихся в условиях реализации ФГОС. Ученый совет. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: