По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 75.04

Визуальность как феномен культуры: интерпретация феномена в рамках различных эпох

Голубович Анастасия Валерьевна магистрант кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: nastya-golubovich@mail.ru

В статье обосновывается человеческое видение как культурно-исторический конструкт, неразрывно связанный не только со своей исторической эпохой и социальной средой, но и с изобразительными конвенциями, а значит, с памятниками искусства. Отличия и сходства изображенного в произведениях искусства прошлого как отражения действительности ушедших эпох с тем, что мы можем наблюдать в окружающем нас мире XXI столетия, раскрывают глубокие, непреодолимые различия между тем, как мы видим, воспринимаем и осознаем увиденное сейчас, и тем, как это было в прошлом. Автор показывает, что непосредственно визуальное восприятие сопрягается с внутренней работой, направленной на осмысление объекта видения в контексте мировоззренческой модели.

Литература:

1. Климанова А.К. Визуальное в контексте анализа дискурсивных практик в философии М. Фуко. — Чита, 2014.

2. Курбановский А.А. Незапный мрак: очерки по археологии визуальности. — СПб., 2007.

3. Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функцию я, какой она раскрывается в психоаналитическом опыте. — СПб., 1998.

4. Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. — Минск, 2006.

5. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. — СПб., 1999.

6. Флиер А.Я. Культура // Культурология. XX век. Энциклопедия. — Т. 1. — СПб., 1998.

7. Фуко М. Археология знания. — СПб., 2012.

8. Фуко М. Живопись Мане. — СПб., 2011.

9. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — СПб., 1994.

Несомненно, интерес к зрительным образам возник у человечества с древнейших времен. Начиная с Античности (Гераклит, Платон, Эмпедокл, Демокрит) зрительно-образное восприятие было предметом широкого обсуждения среди мыслителей. Духовный акт рассмотрения «эйдоса» вещи связывали с созерцанием и умозрением и ставили выше дискурсивной мысли, то есть интеллектуального рассуждения. В Индии и Китае вопрос зрительного восприятия философы связывали с проблемой сознания и бытия, противопоставленных «действию», говоря о необходимости воспитания повышенной способности к наблюдению. В византийской философии, в теориях образа и иконы, зрительный образ был способом и средством трансляции сакральных знаний, а зрительно-образное восприятие выполняло фундаментальную роль в формировании мировоззрения.

Философы Нового времени, выбравшие точкой опоры и абсолютным основанием своих суждений разум и опыт, так и не выработали единой позиции по поводу восприятия феноменов окружающей действительности посредством зрительного контакта. В эмпиризме восприятие, в том числе и зрительное, — это чувственный способ познания. В разуме есть все, что было прежде в чувствах, утверждал Дж. Локк. В рационалистических процессах познания роль восприятия оценивалась относительно низко. Все воспринятое могло оказаться обманом или «сном злого гения», считал Р. Декарт. Осознание неточности и ограниченности такого понимания восприятия наступило только в конце XIX века. В истории философии зрительно-образное восприятие иногда отождествлялось с понятием созерцания, накопившего множество противоречащих друг другу значений.

Русская философия в XIX веке, продолжая развивать древнерусскую традицию художественно-символического осмысления бытия, отличалась характерным для нее онтологизмом. В онтологическом символизме видимый мир выступал символом невидимого. Утверждалось, что основанием принципа познания мира является утверждение о его иконичности, где человека, вселенную, пространство и время можно видеть, описывать и изучать как не поддающийся рационалистическому объяснению иконообраз. Философ Е.Н. Трубецкой писал о том, что русская культура раскрывается как глубочайшее «умозрение в красках». В отличие от западной культуры, имевшей меньший интерес к знакам невербальных языков, русская культура не создала такого же уровня мировоззрение в понятиях, но выразила его в сакральных образах. Онтологизм иконообраза также был предметом анализа В.Ф. Эрна и Ю.А. Олсуфьева. П.А. Флоренский указывал на важнейшую роль иконы в обществе как на структурообразующую. Говоря об иконе, он указывал на то, как она «деформирует» и преображает мир, пронизывает его своими «энергиями», называя ее «умопостигаемой осью» народного быта.

Для Цитирования:
Голубович Анастасия Валерьевна, Визуальность как феномен культуры: интерпретация феномена в рамках различных эпох. Ученый совет. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: