По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014

Развитие образования и подготовка кадров для инновационной экономики как приоритет государственной политики

Дадалко Василий Александрович профессор кафедры анализа рисков и экономической безопасности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доктор экономических наук, профессор Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, e-mail: antikrizis1@bk.ru
Дадалко Светлана Викторовна профессор УО ФПБ «Международный университет “МИТСО”», кандидат экономических наук, доцент Беларусь, 220099, Минск, ул. Казинца, д. 21/3, e-mail: svetarozedad@gmail.com

Императивом XXI века становится научно осмысленное образование, направленное на формирование интеллектуального потенциала общества и подготовку кадров для инновационной экономики. В статье представлен ряд нормативно-правовых документов, направленных на инновационную траекторию развития государства. Обоснована необходимость интеграции образования, науки и производства как условие для перехода к цифровой экономике. Предложены современные обучающие технологии для профессиональной подготовки кадров. Обозначены некоторые проблемы качественной подготовки кадров высокой квалификации и намечены пути их решения.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 23.02.2019).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 23.02.2019).

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (в ред. от 31.03.2017), утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_162182/ (дата обращения: 20.02.2019).

4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/fi les/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 20.02.2019).

5. Болонская система образования в России [Электронный ресурс]. — URL: https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/bolonskaya.html (дата обращения: 21.02.2019).

6. Проблемы в сфере высшего профессионального образования и рынок труда [Электронный ресурс]. — URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=31720 (дата обращения: 20.02.2019).

7. Рынок труда: работодатели открывают новые вакансии и ценят многофункциональных специалистов [Электронный ресурс]. — URL: https://www.crn.ru/news/ detail.php?ID=119780] (дата обращения: 21.02.2019).

Ряд нормативно-правовых актов, принимаемых в Российской Федерации, таких как Национальная технологическая инициатива, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, программа «Цифровая экономика Российской Федерации», Программа развития образования и др., обращены на переход к инновационной траектории развития государства, на построение конкурентоспособной экономики, которая может реализовать высокий потенциал российского человеческого капитала для создания добавленной стоимости. Кадровое обеспечение экономики в условиях перехода к экономике знаний становится одной из приоритетных задач государства. Однако имеющиеся проблемы на рынке труда представляют собой серьезные препятствия на пути развития цифровой экономики. К одним из серьезных угроз экономической безопасности были отнесены угрозы, относящиеся к состоянию рынка труда: усиление дифференциации населения по уровню доходов; усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации; недостаточность трудовых ресурсов [1].

Выбранный инновационный курс развития и связанные с ним изменения требуют научного осмысления новых требований к качественному обновлению системы образования, которая бы обеспечивала удовлетворение социально-экономических потребностей общества и государства. Получение образования сегодня осуществляется в соответствии с установленными федеральными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования. На государственном уровне поставлена цель обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного, социально ориентированного развития Российской Федерации [3].

В современных реалиях социально важной является задача обеспечения перехода в цифровую экономику реального сектора. Необходимое условие ее реализации — интеграция образования и производства и обеспечение соответствия количества выпускников потребностям инновационной экономики. Кроме этого, существует необходимость осуществления профессиональной ориентации граждан, содействия эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов в соответствии с задачами, поставленными Президентом и Правительством Российской Федерации [3; 4]. Один из приоритетов современной государственной политики — совершенствование системы образования и образовательного законодательства [2].

Для Цитирования:
Дадалко Василий Александрович, Дадалко Светлана Викторовна, Развитие образования и подготовка кадров для инновационной экономики как приоритет государственной политики. Ученый совет. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: