Ряд нормативно-правовых актов, принимаемых в Российской Федерации, таких как Национальная технологическая инициатива, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, программа «Цифровая экономика Российской Федерации», Программа развития образования и др., обращены на переход к инновационной траектории развития государства, на построение конкурентоспособной экономики, которая может реализовать высокий потенциал российского человеческого капитала для создания добавленной стоимости. Кадровое обеспечение экономики в условиях перехода к экономике знаний становится одной из приоритетных задач государства. Однако имеющиеся проблемы на рынке труда представляют собой серьезные препятствия на пути развития цифровой экономики. К одним из серьезных угроз экономической безопасности были отнесены угрозы, относящиеся к состоянию рынка труда: усиление дифференциации населения по уровню доходов; усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации; недостаточность трудовых ресурсов [1].
Выбранный инновационный курс развития и связанные с ним изменения требуют научного осмысления новых требований к качественному обновлению системы образования, которая бы обеспечивала удовлетворение социально-экономических потребностей общества и государства. Получение образования сегодня осуществляется в соответствии с установленными федеральными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования. На государственном уровне поставлена цель обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного, социально ориентированного развития Российской Федерации [3].
В современных реалиях социально важной является задача обеспечения перехода в цифровую экономику реального сектора. Необходимое условие ее реализации — интеграция образования и производства и обеспечение соответствия количества выпускников потребностям инновационной экономики. Кроме этого, существует необходимость осуществления профессиональной ориентации граждан, содействия эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов в соответствии с задачами, поставленными Президентом и Правительством Российской Федерации [3; 4]. Один из приоритетов современной государственной политики — совершенствование системы образования и образовательного законодательства [2].