По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.1

Реклама как социальный институт воспитания молодежи

Левашова Кристина Евгеньевна магистр АНО ВО «Московский гуманитарный университет», направление «Реклама и связи с общественностью» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: kri301@mail.ru

Характерной чертой современной рекламы является приобретение ею нового статуса (социальный институт) в результате вовлечения ее возможностей в сферу формирования мировоззрения молодежи. Показано, что реклама не столько информирует, сколько внедряет в сознание идейные ценности, установки и в конечном счете оказывает влияние на формирование индивида и характер его социальных взаимоотношений. Сегодня с уверенностью можно констатировать, что качество и эффективность рекламно-информационной деятельности непосредственно оказывают влияние на воспитание молодежи. В данной статье рассмотрена реклама как социальный институт, выявлены основные черты. Определены роль и возможности института рекламы в процессе социализации молодежи, проанализирована деструктивная и позитивная роль рекламы в процессе социализации молодого поколения.

Литература:

1. Американцы: национальный опыт / Пер. с англ., авт. послеслов. В.П. Шестакова; коммент. П.В. Балдицына. — М.: Изд. группа «Прогресс» — «Литера», 1993.

2. Аренс У., Бове К. Современная реклама. — Тольятти: Издательский дом «Довгань», 1995.

3. Богин Г.Г. Система смыслов в тексте как пространство значимых переживаний / Г.Г. Богин // Филология. — 1995. — № 8.

4. Брик Л.B. Реклама как фактор изменения потребностей и интересов молодежи / Л.B. Брик // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2008. — № 3. — С. 11–26.

5. Дудаев Г.С.-Х., Хасуев А.Э. Социальная реклама как инструмент влияния на молодежь // Вестник экспертного совета. Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства. — 2015. — № 2. — С. 117–119.

6. Зуляр Ю.А. Идеология и реклама // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. — 2011. — № 1. — С. 150–164.

7. Илюшкина М.Ю. Принципы анализа корректности современной рекламной коммуникации // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. — 2016. — Т. 26. — № 6. — С. 67–73.

8. Кувандыков И.Т. Реклама — один из способов формирования мировоззрения современной молодежи // Молодой ученый. — 2016. — № 4. — С. 787–790.

9. Наука и IT [Электронный ресурс]. — URL: https://noi.md (дата обращения: 18.02.2019).

10. Уралева Е.Е. Реклама как социальный институт // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. — 2012. — № 28. — С. 588–593.

В современном обществе реклама прочно закрепила свои позиции и стала неотъемлемой частью нашей жизни, эволюционировав из простого маркетингового сообщения в целый институт. Теперь реклама не только информирует о товаре, но и воспитывает, влияет на стиль и образ мышления, воздействует на сознание человека. Реклама становится картиной культурного среза целого общества, а каждый товар — «овеществлением» общечеловеческих ценностей. Американский социолог Д. Бурстин говорил: «Покажите мне рекламу той или иной страны, и я расскажу вам все об этой стране» [1].

Бесспорно, самое большое влияние реклама оказывает на сознание молодежи, ведь ее мировоззренческие позиции находятся еще на этапе формирования. Реклама этой группой общества воспринимается как некий учебник жизни, который, выставляя типичные ситуации социального взаимодействия, моделирует эталоны поведения, нормы и ценности. Ни фильмы, ни сериалы, ни компьютерные игры, ни тем более книги не работают так глубоко и целенаправленно с сознанием, как реклама. Рекламе принадлежит лидерство в формировании сознания и мировоззрения, идеалов для подражания в молодежной среде [8]. В связи с этим проблема социализации молодежи рекламой приобретает особую важность.

На протяжении длительного периода времени социализация молодежи проходила под влиянием традиционных социальных институтов (семья, школа и т.д.). Однако в век информационных технологий данные институты отчасти уступили свои позиции виртуальному полю Интернета, средствам массовой коммуникации. Сегодня молодежь большую часть знаний черпает из электронных ресурсов и с «голубого экрана», умаляя авторитет образовательных учреждений и семьи. «Изменилась публика. Она воспитывается уже в новом окружении: ее учителя — реклама и телевидение», — писал английский профессор Лондонского университета Ф. Кермоуд.

Нет сомнения в том, что реклама активно участвует в социализации молодежи, но единодушия в определении ее роли и места в данном процессе нет. Так, рекламу определяют как средство социализации (Н.С. Лещук), как фактор социализации (Е.В. Ильина), как инструмент социализации. Эти понятия характеризуют рекламу лишь как часть, составной элемент целого института, подчеркивая ее побочную роль. Мы же разделяем позицию таких отечественных ученых, как С.Н. Комарова, Е.Е. Уралева, А.В. Волков, и зарубежных ученых Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, которые считали рекламу состоявшимся институтом социализации.

Для Цитирования:
Левашова Кристина Евгеньевна, Реклама как социальный институт воспитания молодежи. Ученый совет. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: