По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338

Информационный вектор культуры

Урсул Аркадий Дмитриевич директор Центра глобальных исследований, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего профессионального образования, академик Академии наук Молдавии Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13А, e-mail: ursul-ad@mail.ru

В статье развивается информационная концепция культуры, представляющая культуру как внегенетический и внеорганизменный информационный процесс, характеризующий природу социальной ступени эволюции. Информация рассматривается в качестве всеобщего свойства материи, «ответственного» за эволюционные процессы и реализующего многообразные формы и способы движения на различных ступенях глобальной эволюции. Раскрывается социокультурный принцип экзогенного накопления, передачи и преобразования информации в контексте продолжения дальнейшего роста информационного содержания материальных систем в процессе глобально-универсальной эволюции. Отмечается, что развитие информационной концепции культуры становится предметной областью нового направления исследований культуры — информационной культурологии, создающей новые пути и перспективы осознания природы культуры и культурогенеза.

Литература:

1. Гуревич И.М., Урсул А.Д. Информация — всеобщее свойство материи: характеристики, оценки, ограничения, следствия. — М.: ЛИБРОКОМ, 2012. — 312 с.

2. Жученко А.А., Урсул А.Д. Стратегия адаптивной интенсификации сельскохозяйственного производства. — Кишинев: Штиинца, 1983. — 304 с.

3. Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальный эволюционизм: идеи, проблемы, гипотезы. — М.: Изд-во МГУ, 2012. — 616 с.

4. Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 т. / Пер. с нем. С.А. Ромашко. — М.-СПб.: Университетская книга, 2002.

5. Колин К.К., Урсул А.Д. Информационная культурология. Предмет и задачи нового научного направления. — Саарбрюккен: Lambert academic publishing, 2011. — 249 с.

6. Колин К.К., Урсул А.Д. Культура и информация. Введение в информационную культурологию. — М.: Стратегические приоритеты, 2015. — 300 с.

7. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Предисл. С.М. Даниэля; сост. Р.Г. Григорьева. — СПб.: Академический проект, 2002.

8. Степин В.С. Культура // Новая философская энциклопедия. — 2-е изд., испр. и доп. — Т. 2. — М.: Мысль, 2010. — С. 61.

9. Урсул А.Д. Информационная природа культуры // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. — 2018. — № 6. — С. 1–6.

10. Урсул А.Д. Информационный вектор эволюции: от цефализации к культурогенезу // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. — 2017. — № 9. — C. 1–8.

11. Урсул А.Д. Освоение космоса (Философско-методологические и социологические проблемы). — М.: Мысль, 1967. — 276 с.

12. Урсул А.Д. Отражение и информация. — М.: Мысль, 1973. — 231 с.

13. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Информационный критерий развития и эволюция культуры // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2011. — № 1. — С. 50–62.

14. Флиер А.Я. Культурный аспект человеческой деятельности // Вестник культуры и искусств. — 2019. — № 1 (57). — С. 35–41.

15. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. — М.: Издательство иностранной литературы, 1959. — 432 с.

16. Ursul A.D. Information nature of culture // Scientifi c and Technical Information Processing. — 2018. — Vol. 45. — № 2. — Р. 100–105. — https://doi.org/10.3103/ S0147688218020107.

Понятие культуры многозначно и многогранно, оно имеет большое количество дефиниций, и трудно сказать, какой социальный феномен не имеет отношения к культуре. Как подчеркивает А.Я. Флиер: «Культура присутствует во всем, что сделано человеком, сказано, написано или промыслено им. В конце концов, культура — это просто форма организации материи, правда, наиболее сложная из всех известных по сей день» [14, с. 35].

Культура в широком смысле видится как совокупность всех форм преобразовательной и иной деятельности человечества и материальных и духовных ее результатов. Также очевидно, что все определения понятия культуры имеют социальную, а не природную сущность, что позволяет в сферу культуры в той или иной степени включить все виды человеческой деятельности. Однако эти весьма общие положения, из которых исходят при трактовке культуры, еще не дают возможности выявить специфику культуры, и важно не просто выделить культуру из природы, но также определить ее место на той магистрали эволюции, которая именуется глобальной, или универсальной, эволюцией, продолжением и этапом которой она является [3].

Для этого необходимо выделить в культуре наиболее важные черты, которые связаны с сущностью культуры, которую автор видит в ее информационной природе [9; 16].

С позиций глобального, или универсального, эволюционизма, исследующего главную магистраль самоорганизации в мироздании, культура видится не только как особое свойство человечества, но и как определенная ступень глобально-универсальной эволюции во Вселенной. В этом смысле культура может быть представлена и как некий космический «сверхприродный феномен», появляющийся на определенном этапе развития мироздания. Дело в том, что начиная с социальной ступени эволюции происходят кардинальные изменения в глобальной эволюции, когда меняется информодинамика основных характеристик и параметров этого типа эволюции. «Ответственность» за фундаментальные трансформации на этой траектории лежит именно на культуре, «предложившей» принципиально новый экзогенный способ накопления, переработки и иных форм движения информации в глобально-эволюционном процессе.

Для Цитирования:
Урсул Аркадий Дмитриевич, Информационный вектор культуры. Ученый совет. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: