Образование в настоящее время переживает существенные трансформации. Они связаны с тем, что общество сегодня опирается на те технологии, которые обновляются столь часто, что традиционное образование не может быть полезным для человека в течение всей его жизни. Этим изменениям соответствуют и реформы образования, которые проходят в течение ряда лет. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» и новые образовательные стандарты обозначили основной вектор этих изменений — создание условий для становления мобильной личности, способной к саморазвитию и самореализации, обучению на протяжении всей жизни. В статье показано, что в настоящее время происходит поворот от сциентистской картины мира к культурно-антропологической, что требует формирования новой модели образовательного процесса — культуроориентированной.
В статье автор рассуждает относительно функции массовых коммуникаций в современной жизни и в том числе в образовательном процессе. Показано, что массмедиа успешно выполняют функции не только информационные и просветительско-образовательные, но также и суггестивные. Автор связывает эту особенность массмедиа с их архаической природой. В статье рассмотрены некоторые книги современных авторов, которые используются в учебном процессе, показаны их достоинства и недостатки. Проанализировано влияние письменности и экрана на воспринимающее сознание.
Показано, что признание прямой зависимости обеспечения конкурентоспособности страны от образования и вывод о необходимости именно с таких позиций в условиях глобализации относиться к образованию требуют научных ответов на вопрос «что делать?». Ответ на этот вопрос автор видит в развитии образования. В статье показано, что принципиально новой задачей, поставленной перед отечественной наукой ХХΙ веком и требующей иных методологически обоснованных подходов к своему решению, является формирование в рамках образования принципиально нового специалиста, обладающего способностью мыслить системно, научно, современно. Для этого необходима гармонизация в образовании принципов преемственности и адаптации, сочетания теории и практики.
В статье рассматривается учение о ноосфере и показывается практическая невозможность построения ноосферы в условиях Земли как феномена, нарушающего исторически сложившееся культурное многообразие человечества, что противоречит самой психологической природе человека и принципам социальной организации человечества. Автор показывает, что концепция ноосферы является одним из проектов устойчивого развития, и в этом качестве она может рассматриваться как один из вариантов взаимодействия человека с природой.
Рассматривается один из самых сложных, но востребованных методов в социально-гуманитарном знании — метод социокультурного моделирования. Автор показывает, что моделирование как метод исследования применяется в тех случаях, когда реальный эксперимент проводить невозможно в силу разных обстоятельств. Наиболее существенным из них является невозможность его воспроизводства или конструирования по причине его физического несуществования. Точно такими же являются причины чисто экономические — отсутствие финансовых или трудовых ресурсов. В статье выделены модели динамические и структурные, рассмотрены их наиболее типичные черты, приведены примеры их применения в научных исследованиях.
Статья посвящена балладным операм Джона Гея и пьесам Генри Филдинга. Показано, что творчество Гея повлияло на творчество Бертольда Брехта и на некоторые содержательные аспекты драматического театра, мюзикла и кино ХХ века. Многие приемы открыто публицистического театра в духе Филдинга обрели второе рождение уже в конце XIX — ХХ веке в творчестве Бернарда Шоу, а также независимых и любительских театров. Приобщение студентов к данным аспектам английского театра эпохи Просвещения может способствовать расширению их представлений о природе театральности как таковой и о жанровых модификациях европейского театра.
Показано, что современное музыкальное образование развивается в ситуации стремительных изменений, среди которых доминируют плюралистичность позиций и подходов, склонность к взаимодействию гуманитарных и негуманитарных областей знания, рождение новых профессиональных областей наподобие менеджмента в сфере искусства. Кроме того, автор выделяет такие тенденции, как дифференциация различных специальностей, субъективизм оценок в сфере искусства, разрыв между учебной практикой и современной художественной ситуацией в музыкальном искусстве, сложности в использовании новых технических средств обучения. Автор выделяет парадигмы, в рамках которых будет развиваться музыкальное образование: консервативную, авангардистскую, техноцентристскую, диалогическую, и показывает продуктивность диалога сложившихся ценностей и только формирующихся.