Интересно: фиксируем ли мы свое внимание на смысловой особенности проблемы, изначально ставящей в прямую зависимость развитие высшего образования от ХХΙ века, или же считаем, что это просто формальная констатация самого факта очередной смены веков? И не имеет особого значения, ХХ или ХХΙ это век? Но, признавая возможность и, наверное, правомерность любого ответа на поставленный вопрос, нельзя не видеть, что в самой формулировке темы имплицитно присутствуют не только нескрываемые надежды, связываемые с какими-то особыми проявлениями этой зависимости, но и очевидная для научного сообщества необходимость исследовательского выявления и раскрытия зависимости, исторически порождаемой не ХIХ или ХХ, а именно ХХΙ веком. И данная статья, как представляется, может рассматриваться как предпринимаемая попытка раскрытия этой зависимости.
Нашу жизнь, понимаемую как целевые устремления, принимаемые решения и непосредственно осуществляемую практическую деятельность, не только постоянно сопровождает, но и определяет удивительное в своей очевидной противоречивости явление — парадоксальность. И суть этой парадоксальности в трудно или вообще не преодолеваемом разрыве между научно признаваемыми и объявляемыми фундаментальными принципами1 и их реальным воплощением в жизнь. Нет ни одного учебника не только по педагогике, но и по любой общественно-научной дисциплине, в котором бы не доказывались определяющая роль установленных наукой принципов и обязательность следования их требованиям. И нет никого, кто возражал бы против этих исходных утверждений. Ведь для каждого представителя науки это не пустые слова, не совокупность декларативных призывов, произносимых для каких-то конъюнктурных целей, а обоснованное признание теоретической и практической значимости научного знания.
Но почему-то буквально на каждом шагу, образно говоря, «с порога» проявляется парадоксальность разрыва между выдвигаемыми принципами и практическим выполнением их требований. Принципы начинают существовать как бы сами по себе, а действия, совершаемые от их имени, зачастую не только ничего общего не имеют с этими принципами, но и изначально им диаметрально противоположны.