По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014.53

Гармонизация принципов преемственности и адаптации как фундаментальная основа развития образования в ХХΙ веке: к проблеме соотношения теории и практики

Турбовской Яков Семенович доктор педагогических наук, профессор, заместитель руководителя лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Россия, 105062, Москва, ул. Макаренко, д. 5/16, e-mail: jakov@psk-net.ru

Показано, что признание прямой зависимости обеспечения конкурентоспособности страны от образования и вывод о необходимости именно с таких позиций в условиях глобализации относиться к образованию требуют научных ответов на вопрос «что делать?». Ответ на этот вопрос автор видит в развитии образования. В статье показано, что принципиально новой задачей, поставленной перед отечественной наукой ХХΙ веком и требующей иных методологически обоснованных подходов к своему решению, является формирование в рамках образования принципиально нового специалиста, обладающего способностью мыслить системно, научно, современно. Для этого необходима гармонизация в образовании принципов преемственности и адаптации, сочетания теории и практики.

Литература:

1. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989.

2. Турбовской Я.С. Образование как уникальная возможность целенаправленного формирования будущего // Ученый совет. — 2017. — № 9 (153). — С. 23–28.

3. Турбовской Я.С., Григорович Л.А., Липская Л.А., Костина А.В., Осипова Н.В. Взаимодействие педагогической науки и системы отечественного образования как управляемый процесс. — М., 2012.

Интересно: фиксируем ли мы свое внимание на смысловой особенности проблемы, изначально ставящей в прямую зависимость развитие высшего образования от ХХΙ века, или же считаем, что это просто формальная констатация самого факта очередной смены веков? И не имеет особого значения, ХХ или ХХΙ это век? Но, признавая возможность и, наверное, правомерность любого ответа на поставленный вопрос, нельзя не видеть, что в самой формулировке темы имплицитно присутствуют не только нескрываемые надежды, связываемые с какими-то особыми проявлениями этой зависимости, но и очевидная для научного сообщества необходимость исследовательского выявления и раскрытия зависимости, исторически порождаемой не ХIХ или ХХ, а именно ХХΙ веком. И данная статья, как представляется, может рассматриваться как предпринимаемая попытка раскрытия этой зависимости.

Нашу жизнь, понимаемую как целевые устремления, принимаемые решения и непосредственно осуществляемую практическую деятельность, не только постоянно сопровождает, но и определяет удивительное в своей очевидной противоречивости явление — парадоксальность. И суть этой парадоксальности в трудно или вообще не преодолеваемом разрыве между научно признаваемыми и объявляемыми фундаментальными принципами1 и их реальным воплощением в жизнь. Нет ни одного учебника не только по педагогике, но и по любой общественно-научной дисциплине, в котором бы не доказывались определяющая роль установленных наукой принципов и обязательность следования их требованиям. И нет никого, кто возражал бы против этих исходных утверждений. Ведь для каждого представителя науки это не пустые слова, не совокупность декларативных призывов, произносимых для каких-то конъюнктурных целей, а обоснованное признание теоретической и практической значимости научного знания.

Но почему-то буквально на каждом шагу, образно говоря, «с порога» проявляется парадоксальность разрыва между выдвигаемыми принципами и практическим выполнением их требований. Принципы начинают существовать как бы сами по себе, а действия, совершаемые от их имени, зачастую не только ничего общего не имеют с этими принципами, но и изначально им диаметрально противоположны.

Для Цитирования:
Турбовской Яков Семенович, Гармонизация принципов преемственности и адаптации как фундаментальная основа развития образования в ХХΙ веке: к проблеме соотношения теории и практики. Ученый совет. 2017;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: