По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.01

Отечественное музыкальное образование последних десятилетий: Gradus Ad Parnassum или Лабиринт Минотавра?

Денисов Андрей Владимирович доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова» Россия, 190000, Санкт-Петербург, Театральная пл., д. 3, e-mail: rectorat@conservatory.ru

Показано, что современное музыкальное образование развивается в ситуации стремительных изменений, среди которых доминируют плюралистичность позиций и подходов, склонность к взаимодействию гуманитарных и негуманитарных областей знания, рождение новых профессиональных областей наподобие менеджмента в сфере искусства. Кроме того, автор выделяет такие тенденции, как дифференциация различных специальностей, субъективизм оценок в сфере искусства, разрыв между учебной практикой и современной художественной ситуацией в музыкальном искусстве, сложности в использовании новых технических средств обучения. Автор выделяет парадигмы, в рамках которых будет развиваться музыкальное образование: консервативную, авангардистскую, техноцентристскую, диалогическую, и показывает продуктивность диалога сложившихся ценностей и только формирующихся.

Литература:

1. Бершадская Т.С. О понятиях, терминах, определениях современной теории музыки // Статьи разных лет: Сборник статей. — СПб., 2004. — С. 10–27.

2. Искусство мультимедиа. Мультимедиа и творчество / Под науч. ред. В.Д. Сошникова. — СПб., 2012.

3. Кон Ю.Г. «Алеа» и деконструкция // Композиторская техника как знак: Сборник статей к 90-летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона. — Петрозаводск, 2010. — С. 7–19.

4. Стравинский И.Ф. Диалоги: Воспоминания, размышления, комментарии. — Л., 1971.

Развитие гуманитарного образования на рубеже ХХ–ХХI веков происходило в контексте стремительных изменений и радикальной перестройки ценностных ориентиров. Так, среди ведущих тенденций в его существовании можно выделить следующие:

1) плюралистичность позиций и подходов: методология гуманитарного образования, его конкретное содержание лишаются единых очертаний, постоянно обновляясь и трансформируясь;

2) его склонность к взаимодействию с негуманитарными областями знания, в том числе с точными науками. Развитие же современных технологий (в частности, связанных с использованием ЭВМ и новейших информационных ресурсов) привело к тому, что в гуманитарном образовании все больше усилилась роль технических средств обучения;

3) рождение новых областей, ранее находившихся на периферии или не существовавших вовсе (например, менеджмент в сфере искусства и т.д.).

Непосредственно в самом музыкальном образовании еще в ушедшем XX веке наметился ряд достаточно острых проблем. Многие из них сохраняют свою актуальность — не случайно их решение до сих пор оказывается крайне затрудненным. Среди этих проблем необходимо отметить:

1) резкую дифференциацию различных специальностей и, как следствие, появление труднопреодолимых границ между ними. Так, даже основные термины и понятия современной теории музыки оказываются для многих исполнителей неким эзотерическим языком. Одновременно далеко не для всех композиторов и теоретиков ясна специфика исполнительской практики, отсюда — барьеры во взаимопонимании. В более широком плане возникает другая проблема — изучение теоретических и исторических предметов на исполнительских факультетах. Представление о том, что исполнителям эти предметы вовсе не нужны, неизбежно приводит к девальвации самого качества образования;

2) субъективизм оценок и, как следствие, плюрализм точек зрения в отношении интерпретации музыкального искусства. Сама природа музыкального искусства неизбежно предполагает личностный модус восприятия, поэтому оценка исполнительского или композиторского мастерства также часто обретает субъективный характер. Как правило, оказываются невозможными конкретные и четкие критерии, позволяющие формулировать объективную оценку, например, в ситуациях приемных экзаменов, а также любой аттестации. Вообще проблема диагностики музыкальных способностей, реально заложенного творческого потенциала, уровня развития на данном этапе обучения и дальнейших его перспектив остается едва ли не самой сложной и трудноразрешимой;

Для Цитирования:
Денисов Андрей Владимирович, Отечественное музыкальное образование последних десятилетий: Gradus Ad Parnassum или Лабиринт Минотавра?. Ученый совет. 2017;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: