Развитие гуманитарного образования на рубеже ХХ–ХХI веков происходило в контексте стремительных изменений и радикальной перестройки ценностных ориентиров. Так, среди ведущих тенденций в его существовании можно выделить следующие:
1) плюралистичность позиций и подходов: методология гуманитарного образования, его конкретное содержание лишаются единых очертаний, постоянно обновляясь и трансформируясь;
2) его склонность к взаимодействию с негуманитарными областями знания, в том числе с точными науками. Развитие же современных технологий (в частности, связанных с использованием ЭВМ и новейших информационных ресурсов) привело к тому, что в гуманитарном образовании все больше усилилась роль технических средств обучения;
3) рождение новых областей, ранее находившихся на периферии или не существовавших вовсе (например, менеджмент в сфере искусства и т.д.).
Непосредственно в самом музыкальном образовании еще в ушедшем XX веке наметился ряд достаточно острых проблем. Многие из них сохраняют свою актуальность — не случайно их решение до сих пор оказывается крайне затрудненным. Среди этих проблем необходимо отметить:
1) резкую дифференциацию различных специальностей и, как следствие, появление труднопреодолимых границ между ними. Так, даже основные термины и понятия современной теории музыки оказываются для многих исполнителей неким эзотерическим языком. Одновременно далеко не для всех композиторов и теоретиков ясна специфика исполнительской практики, отсюда — барьеры во взаимопонимании. В более широком плане возникает другая проблема — изучение теоретических и исторических предметов на исполнительских факультетах. Представление о том, что исполнителям эти предметы вовсе не нужны, неизбежно приводит к девальвации самого качества образования;
2) субъективизм оценок и, как следствие, плюрализм точек зрения в отношении интерпретации музыкального искусства. Сама природа музыкального искусства неизбежно предполагает личностный модус восприятия, поэтому оценка исполнительского или композиторского мастерства также часто обретает субъективный характер. Как правило, оказываются невозможными конкретные и четкие критерии, позволяющие формулировать объективную оценку, например, в ситуациях приемных экзаменов, а также любой аттестации. Вообще проблема диагностики музыкальных способностей, реально заложенного творческого потенциала, уровня развития на данном этапе обучения и дальнейших его перспектив остается едва ли не самой сложной и трудноразрешимой;