В процессе преподавания предмета «История театра» мы столкнулись с рядом проблем, вырастающих из консервации односторонних подходов к истории зарубежного, а точнее, западноевропейского театра. Эти подходы были сформированы в силу относительной краткости подобных курсов в сравнении с многообразием самого театрального искусства. Также сказывается и отсутствие большой исследовательской традиции изучения творчества Гея и Филдинга в отечественной гуманитарной науке. В данной статье делается попытка восполнить некоторые пробелы, которые, как правило, характеризуют подачу материала из истории просветительского театра Англии. Как правило, в лекционном материале основной упор делается на роль в развитии театра так называемой просветительской комедии, прежде всего в лице Оливера Голдсмита и Ричарда Шеридана, наиболее известных и востребованных в современном театре из драматургов означенного периода.
Тем не менее с этими именами связаны далеко не все яркие явления театральной культуры Англии XVIII века. Поэтому мы посвящаем свою статью явлениям не менее значимым, а в эстетическом плане даже более оригинальным, нежели просветительская комедия в ее наиболее привычных формах. Речь пойдет о балладной опере Джона Гея «Опера нищего», которая оказала существенное влияние на развитие драматического театра и мюзикла в ХХ веке [1]. Отчасти данная пьеса даже послужила кристаллизации мотива черни, универсального для драматического театра, музыкального театра и кинематографа. Второй акцент в данной статье сделан на творчестве Филдинга, без обращения к которому невозможно представить объективную картину формирования пьесы-диспута и так называемого политического театра в западноевропейской культуре ХХ века [3]. Также рассмотрение драматургических произведений Гея и Филдинга возможно в рамках курса «История литературы» [2].
Развитие театра Англии XVIII века было во многом обусловлено теми кардинальными общественно-политическими, религиозными и экономическими переменами, которые происходили на протяжении XVII века. Эпоха буржуазных революций 1640–1660-х и 1688 года переворачивает весь уклад жизни и мироощущение английского общества. Сам институт публичного театра превращается в один из очагов социальных конфликтов и пространство борьбы политических группировок. Чутко воспринимая приход нового уклада и пребывая в зависимости от хода игры на политической арене, английский театр становится как никогда публицистичен и дидактичен. Вместе с тем решительно трансформируется и ряд ключевых эстетических категорий. Театр Англии проходит несколько стадий. Каждая из них закономерно отражает логику формирования и эволюции зрелищной культуры становящегося буржуазного общества.