По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.017

Культуроориентированность как инновационная стратегия развития образования

Коробкова Елена Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологического образования ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» Россия, 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 11–13

Образование в настоящее время переживает существенные трансформации. Они связаны с тем, что общество сегодня опирается на те технологии, которые обновляются столь часто, что традиционное образование не может быть полезным для человека в течение всей его жизни. Этим изменениям соответствуют и реформы образования, которые проходят в течение ряда лет. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» и новые образовательные стандарты обозначили основной вектор этих изменений — создание условий для становления мобильной личности, способной к саморазвитию и самореализации, обучению на протяжении всей жизни. В статье показано, что в настоящее время происходит поворот от сциентистской картины мира к культурно-антропологической, что требует формирования новой модели образовательного процесса — культуроориентированной.

Литература:

1. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. — М., 1995.

2. Гончаров С.А., Гончарова О.М., Королева Н.Н. и др. Знак, человек, смысл: пространства междисциплинарной рефлексии. — СПб., 2008.

3. Каган М.С. Философия культуры. — СПб., 1996.

4. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — Волгоград, 2002.

5. Кузнецова Т.Ф., Луков В.А. Культурная картина мира в свете тенденций развития культурологии // Вестник Международной академии наук. — 2009. — № 1. — С. 66–69.

6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3–12.

7. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Избранные статьи. — Т. 1. — Таллин, 1992. — С. 129–132.

8. Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.

9. Невелев А.Б. Событие духа: от мысли к Лику: Монография. — Челябинск, 1997.

10. Слободчиков В.И. Школа антропологической практики в современном образовании [Электронный ресурс] // Образовательный портал «Слово». Педагогика. — Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/ pedagogy/44144.php (дата обращения: 27.09.2013).

11. Худякова Н.Л. Аксиологические основы поведения: Учеб. пособие. — Челябинск, 2010.

12. Худякова Н.Л. Философия культуры и культуросообразность образования // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. — 2012. — Вып. 24. — № 15 (269). — С. 72–75.

13. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eidos. ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 10.09.2013).

Происходящее в настоящее время с высшим образованием трудно назвать реформой. Скорее это глобальное переустройство, связанное с переходом к новому типу культуры, которую известный американский антрополог М. Мид назвала префигуративной [8]. Это культура, в большей степени ориентированная не на прошлое и даже не на настоящее, — она предвидит мир, который будет. Как следствие, современный человек по-иному видит, мыслит, осваивает окружающую действительность, не столько опираясь на опыт прошлых поколений и непоколебимые истины дня сегодняшнего, сколько прозревая будущее, отвечая на вызовы времени и непрерывно обучаясь. Очевидно, что культура, нацеленная в будущее, требует новой парадигмы образования — образования, ориентированного на развитие человеческого потенциала, высвобождение внутренних ресурсов личности.

Решение этой задачи подвигает образовательные организации к необходимости корректировки отдельных элементов образовательного процесса: меняются содержание образовательных программ, требования к результатам образовательной деятельности, формы организации образовательного процесса, методический аппарат и пр. За последние годы педагогами страны накоплен богатый опыт инновационной деятельности, который представляется на публичное обсуждение в рамках форумов, конференций, семинаров. Однако внедрение отдельных инновационных решений в педагогическую практику, как мы видим, не позволяет достичь системных изменений в образовательной сфере и не приводит к глобальному тектоническому сдвигу. Массовое образование отторгает инновационный опыт и по-прежнему с трудом поворачивается к обучающимся.

Основная причина подобного отторжения, с нашей точки зрения, заключается в том, что внедрение инноваций происходит дискретно и бессистемно. Каждое образовательное учреждение, пытаясь реализовать стандарты нового поколения, отрабатывает, как правило, одну из инновационных составляющих стандарта: формирование универсальных учебных действий, разработку диагностических материалов, внедрение новых форм контроля, создание системы проектно-исследовательской деятельности. Но, как показывает опыт, внедрение отдельных инноваций, даже очень успешных, не ведет к изменению системы в целом.

Для Цитирования:
Коробкова Елена Николаевна, Культуроориентированность как инновационная стратегия развития образования. Ученый совет. 2017;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: