Происходящее в настоящее время с высшим образованием трудно назвать реформой. Скорее это глобальное переустройство, связанное с переходом к новому типу культуры, которую известный американский антрополог М. Мид назвала префигуративной [8]. Это культура, в большей степени ориентированная не на прошлое и даже не на настоящее, — она предвидит мир, который будет. Как следствие, современный человек по-иному видит, мыслит, осваивает окружающую действительность, не столько опираясь на опыт прошлых поколений и непоколебимые истины дня сегодняшнего, сколько прозревая будущее, отвечая на вызовы времени и непрерывно обучаясь. Очевидно, что культура, нацеленная в будущее, требует новой парадигмы образования — образования, ориентированного на развитие человеческого потенциала, высвобождение внутренних ресурсов личности.
Решение этой задачи подвигает образовательные организации к необходимости корректировки отдельных элементов образовательного процесса: меняются содержание образовательных программ, требования к результатам образовательной деятельности, формы организации образовательного процесса, методический аппарат и пр. За последние годы педагогами страны накоплен богатый опыт инновационной деятельности, который представляется на публичное обсуждение в рамках форумов, конференций, семинаров. Однако внедрение отдельных инновационных решений в педагогическую практику, как мы видим, не позволяет достичь системных изменений в образовательной сфере и не приводит к глобальному тектоническому сдвигу. Массовое образование отторгает инновационный опыт и по-прежнему с трудом поворачивается к обучающимся.
Основная причина подобного отторжения, с нашей точки зрения, заключается в том, что внедрение инноваций происходит дискретно и бессистемно. Каждое образовательное учреждение, пытаясь реализовать стандарты нового поколения, отрабатывает, как правило, одну из инновационных составляющих стандарта: формирование универсальных учебных действий, разработку диагностических материалов, внедрение новых форм контроля, создание системы проектно-исследовательской деятельности. Но, как показывает опыт, внедрение отдельных инноваций, даже очень успешных, не ведет к изменению системы в целом.