Как известно, неотъемлемой частью образования, в том числе высшего, является воспитание. Этот тезис постулируется и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», гарантирующем обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, и в положениях Конституции Российской Федерации, и в федеральных законах, указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, культуры, физической культуры и спорта, семейной, молодежной, национальной политики.
В 2015 году во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы разработана Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Это важный документ, возвращающий статус воспитанию как процессу формирования высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, такие как честь и личное достоинство, человеколюбие и справедливость, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед своими близкими и перед Отечеством, обладающей «актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины»1 .
Иными словами, воспитание — процесс формирования личностных и гражданских качеств человека, мировоззрения, развития не только интеллектуальных, но и нравственных качеств, этических и эстетических идеалов, содействующих творческому освоению человеком окружающего динамичного, поликультурного мира. Причем если рассматривать образование в целом, то можно утверждать, что эти качества формирует именно гуманитарное образование, отвечающее принципам идеологичности в самом широком смысле этого слова и обеспечивающее формирование личности. Отрадно, что проблеме воспитания в вузах в последнее время стало уделяться большое внимание. Эта тема активно обсуждается научным и педагогическим сообществом, она определила и вектор дискуссии, посвященной механизмам реализации Стратегии развития воспитания в России, состоявшейся в Общественной палате.