Арустамов Э. А.,
Пястолов О. А.
Ключевые слова:
таможенное администрирование, модернизация стратегии развития, внешнеэкономическая деятельность, система управления рисками, искусственный интеллект, стратегическое планирование, логистические процессы, единое окно, цепи поставок, человеческий капитал, цифровизация бизнес-процессов и государственного управления
УДК:339.543
В статье раскрываются существующие и перспективные проблемы взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов РФ в свете реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 330) [1] и формирования новой Стратегии развития внешнеэкономической деятельности страны Министерством экономического развития РФ. Целью исследования и сопоставления в настоящей работе является общий и сравнительный анализ влияния Программы развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации до 2030 года на сформировавшиеся логистические цепочки участников ВЭД и итоговые показатели 2020 г. В ходе исследования выполнена авторская оценка смены концепции управления таможенными органами страны как фактора, влияющего на развитие внешнеэкономической деятельности в целом, и появления в стратегии разнонаправленных векторов совершенствования — искусственного интеллекта и человеческого капитала. Задачи исследования посвящены изучению трендов развития стратегии внешнеэкономической деятельности страны на современном этапе, оценке последующего воздействия предложенной стратегии на участников ВЭД в традиционных направлениях поставок для достижения синергетического эффекта. Изучено влияние различных составляющих в достижении поступательного и гармоничного развития международного экономического сотрудничества всех заинтересованных государств. В работе рассмотрены и проанализированы нормы действующего в Российской Федерации и странах ЕАЭС таможенного и налогового законодательства, служащего основанием для организации и регулирования внешнеэкономической деятельности, а также особенности применения перспективных направлений развития научно-технического прогресса и факторы востребованности его результатов в общей теории управления внешнеэкономической деятельностью страны с учетом новых реалий и в связи с необходимостью совершенствования взаимодействия государства с участниками внешнеэкономической деятельности. Предложены коррективы и дополнения модели управления внешнеэкономической деятельностью страны с учетом возрастающих возможностей научно-технического прогресса, развитием и совершенствованием общей теории управления таможенными органами и всеобщей цифровизации как бизнес-процессов, так и государственного управления. Проведенное исследование позволяет глубоко проанализировать и отчасти дополнить теоретическую картину взаимоотношений между участниками ВЭД и органами государственной власти, контролирующими внешне экономическую деятельность участников ВЭД, обеспечивает устойчивое поступательное развитие основ теории управления внешнеэкономической деятельностью страны.