На заседании коллегии ФТС России 1 октября 2021 г. под председательством Владимира Булавина обсудили вопросы совершенствования процесса таможенного оформления и таможенного контроля в отношении экспорта.
Федеральная таможенная служба информирует о том, что изменяется порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, в качестве которой использовались транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, подаваемой в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г . № 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары».
ФТС России информирует об изменениях и дополнениях Классификатора особенностей перемещения товаров (приложение 2 к Решению Комиссии ТС от 20.09.2010 № 378)
На очередном заседании Общественного совета при ФТС России в октябре 2021 г. подведены основные результаты деятельности Совета озвучены приоритетные направления дальнейшего развития таможенных органов Российской Федерации.
29 октября 2021 г. на заседании Совета Евразийской экономической комиссии был принят Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности мяса птицы и продукции его переработки», обновлен технический регламент на сельскохозяйственные и лесохозяйственные трактора в ЕАЭС, принят ряд решений по вопросам таможеннотарифного регулирования, утвержден план мероприятий по отмене роуминга в странах ЕАЭС, а также установлены сроки введения обязательной маркировки упакованной воды в ЕАЭС, утверждена повестка заседания Евразийского межправительственного совета в ноябре 2021 г. в Ереване.
Современные тенденции развития таможенной службы и основные направления повышения эффективности ее деятельности определяются в соответствии с особенностями развития общества, экономических и международных отношений. В этой связи цифровизация и модернизация становятся неизменными спутниками функционирования таможенных органов и инструментом модернизации ее деятельности. Принятая в 2020 г. новая Стратегия развития таможенной службы РФ до 2030 года (далее — Стратегия до 2030 года) отличается от предыдущей версии документа тем, что предполагает активное использование современных технологий и формирование качественно новой, насыщенной искусственным интеллектом и современными технологиями, «умной» таможенной службы. Одним из важнейших аспектов развития таможенной службы выступает совершенствование процессов и технологии таможенного контроля.
В статье раскрываются существующие и перспективные проблемы взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов РФ в свете реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 330) [1] и формирования новой Стратегии развития внешнеэкономической деятельности страны Министерством экономического развития РФ. Целью исследования и сопоставления в настоящей работе является общий и сравнительный анализ влияния Программы развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации до 2030 года на сформировавшиеся логистические цепочки участников ВЭД и итоговые показатели 2020 г. В ходе исследования выполнена авторская оценка смены концепции управления таможенными органами страны как фактора, влияющего на развитие внешнеэкономической деятельности в целом, и появления в стратегии разнонаправленных векторов совершенствования — искусственного интеллекта и человеческого капитала. Задачи исследования посвящены изучению трендов развития стратегии внешнеэкономической деятельности страны на современном этапе, оценке последующего воздействия предложенной стратегии на участников ВЭД в традиционных направлениях поставок для достижения синергетического эффекта. Изучено влияние различных составляющих в достижении поступательного и гармоничного развития международного экономического сотрудничества всех заинтересованных государств. В работе рассмотрены и проанализированы нормы действующего в Российской Федерации и странах ЕАЭС таможенного и налогового законодательства, служащего основанием для организации и регулирования внешнеэкономической деятельности, а также особенности применения перспективных направлений развития научно-технического прогресса и факторы востребованности его результатов в общей теории управления внешнеэкономической деятельностью страны с учетом новых реалий и в связи с необходимостью совершенствования взаимодействия государства с участниками внешнеэкономической деятельности. Предложены коррективы и дополнения модели управления внешнеэкономической деятельностью страны с учетом возрастающих возможностей научно-технического прогресса, развитием и совершенствованием общей теории управления таможенными органами и всеобщей цифровизации как бизнес-процессов, так и государственного управления. Проведенное исследование позволяет глубоко проанализировать и отчасти дополнить теоретическую картину взаимоотношений между участниками ВЭД и органами государственной власти, контролирующими внешне экономическую деятельность участников ВЭД, обеспечивает устойчивое поступательное развитие основ теории управления внешнеэкономической деятельностью страны.
Постепенное снижение среднего уровня ставок ввозных таможенных пошлин, обусловленное участием стран Евразийского экономического союза во Всемирной торговой организации, объективно приводит к ослаблению тарифной защиты внутреннего рынка РФ. В данных условиях особую актуальность приобретают вопросы контроля таможенных органов за достоверным определением и декларированием таможенной стоимости ввозимых товаров. При этом с практической точки зрения возникает необходимость в повышении точности оценок совокупных масштабов занижения таможенной стоимости и его влияния на доходы федерального бюджета. В работе отображено место таможенной стоимости как категории в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, охарактеризован механизм влияния занижения таможенной стоимости на состояние тарифной защиты, приведены существующие подходы к оценке объемов «серого» импорта, одной из основных форм которого выступает занижение таможенной стоимости, охарактеризованы их преимущества и недостатки, сформулированы практические меры по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования импорта в современных условиях.
В настоящей статье анализируется современная система таможенного законодательства, которая возникла в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Также автор анализирует тенденции современного таможенного права и полагает, что возникновение Евразийского экономического союза привело к появлению сложного механизма правового регулирования таможенных отношений, в котором взаимозависимы несколько элементов.
В РФ поступления от таможенных платежей в 2020 г. составили около 25,4 % всех доходов федерального бюджета, что подтверждает их значимую роль в его пополнении. В статье рассмотрена роль таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета всех стран — членов ЕАЭС. Также проанализирована доходная часть федеральных бюджетов стран ЕАЭС от внешнеэкономической деятельности.
Электронные пломбы с возможностью слежения за перевозкой уже сейчас частично применяются для транзитных грузов. Например, при их перемещении из стран ЕС в Китай по территории РФ. На данный момент планируется в обязательном порядке пломбировать все международные грузоперевозки на территории Евразийского союза. Несколько лет страны тестировали работу пломб. Сейчас в каждой из них утвержден национальный оператор, ко-торый обеспечит закупку, установку электронных пломб, их обслуживание и ремонт. Россий-ским оператором пломбирования является компания «Центр развития цифровых платформ» (ЦРЦП). В ближайшее время страны проведут односторонние или совместные эксперименты по тестированию использования навигационных пломб при перевозках товаров. Итоги экспериментов позволят сформировать нормативно-правовую базу по системе отслеживания транзита исходя из реальных условий. Навигационная пломба будет непрерывно передавать в единую евразийскую систему слежения сведения о нахождении и сохранности груза. Применение электронных навигационных пломб позволит минимизировать различные формы государственного контроля при перемещении товаров и грузов, а также обеспечить законный оборот товаров в Союзе. Безопасное движение товаров является одним из основных принципов международной торговли. Однако в системе таможенного транзита все еще есть риски незаконного перемещения товаров. В рамках предотвращения возможных правонарушений и ускорения таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности таможенные органы разрабатывают новые пути решения проблемы контроля за международными перевозками товаров. В статье рассмотрены некоторые аспекты применения электронных навигационных пломб при транспортировке грузов в ЕАЭС.