Острую необходимость принятия Стратегии внешнеэкономической деятельности РФ — 2030 обусловило влияние состояния политических, экономических и внешнеторговых факторов на внешнеэкономическую деятельность как важную составную часть народного хозяйства страны. Необходимо отметить, что прежний нормативный акт (Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 г. от 01.12.2008) [20] концептуального характера, регулирующий внешнеэкономическую деятельность в РФ, окончил свое действие в 2020 г. Так же отметим что действующая нормативно-правовая база по стратегическим целям и ориентирам развития внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) в настоящее время представлена только Программой развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации до 2030 г. [1] и действующим с 2014 г. Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2].
На основе анализа годовой отчетности ФТС (Федеральной таможенной службы) [20] России рассмотрим ключевые показатели внешней торговли страны.
По итогам 2020 г. средняя цена на нефть марки Urals сформировалась в размере 41,73 долл/барр. Это на 34,4 % ниже, чем в 2019 г. (63,59 долл/барр.). Объективная причина тому одна — локдаун, введенный в апреле в Китае, а также в ряде других индустриально развитых стран.
Спрос на мировых рынках на природный газ в 2020 г. по сравнению с 2019 г. упал примерно на 2,5 %, или почти на 100 млрд кубометров, что стало глобальным снижением за всю историю наблюдений, по данным Международного энергетического агентства. Отметим, что экспертные ожидания оправдались, спрос на природный газ быстро восстановился. В 2021 г. по итогам года спрос на газ должен вырасти почти на 3 %, а к 2030 г. — до 14 % по сравнению с уровнем 2019 г., при этом рост потребления голубого топлива будет сосредоточен в Азии, по данным Международного энергетического агентства [21].
Наращивание ненефтяного экспорта будет происходить за счет поставок продовольствия и драгоценных металлов при росте мировых цен на них, что компенсирует сокращение вывоза машин и оборудования. Объемы импорта (по данным прогноза Коллегии ФТС России) [19] по итогам года прогнозируются в 92 % от уровня предыдущего года.