По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.543

Обоснование необходимости совершенствования таможенного администрирования в России

Арустамов Э. А. д-р экон. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ, почетный профессор Российского университета кооперации, Московский государственный областной университет, E-mail: eduard-arustamov@yandex.ru
Пястолов О. А. канд. экон. наук, доцент, Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС, Москва, РФ, E-mail: olegpyastolov@yandex.ru

В статье раскрываются существующие и перспективные проблемы взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов РФ в свете реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 330) [1] и формирования новой Стратегии развития внешнеэкономической деятельности страны Министерством экономического развития РФ. Целью исследования и сопоставления в настоящей работе является общий и сравнительный анализ влияния Программы развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации до 2030 года на сформировавшиеся логистические цепочки участников ВЭД и итоговые показатели 2020 г. В ходе исследования выполнена авторская оценка смены концепции управления таможенными органами страны как фактора, влияющего на развитие внешнеэкономической деятельности в целом, и появления в стратегии разнонаправленных векторов совершенствования — искусственного интеллекта и человеческого капитала. Задачи исследования посвящены изучению трендов развития стратегии внешнеэкономической деятельности страны на современном этапе, оценке последующего воздействия предложенной стратегии на участников ВЭД в традиционных направлениях поставок для достижения синергетического эффекта. Изучено влияние различных составляющих в достижении поступательного и гармоничного развития международного экономического сотрудничества всех заинтересованных государств. В работе рассмотрены и проанализированы нормы действующего в Российской Федерации и странах ЕАЭС таможенного и налогового законодательства, служащего основанием для организации и регулирования внешнеэкономической деятельности, а также особенности применения перспективных направлений развития научно-технического прогресса и факторы востребованности его результатов в общей теории управления внешнеэкономической деятельностью страны с учетом новых реалий и в связи с необходимостью совершенствования взаимодействия государства с участниками внешнеэкономической деятельности. Предложены коррективы и дополнения модели управления внешнеэкономической деятельностью страны с учетом возрастающих возможностей научно-технического прогресса, развитием и совершенствованием общей теории управления таможенными органами и всеобщей цифровизации как бизнес-процессов, так и государственного управления. Проведенное исследование позволяет глубоко проанализировать и отчасти дополнить теоретическую картину взаимоотношений между участниками ВЭД и органами государственной власти, контролирующими внешне экономическую деятельность участников ВЭД, обеспечивает устойчивое поступательное развитие основ теории управления внешнеэкономической деятельностью страны.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности"» (с изменениями и дополнениями от 31 марта 2017 г., 30 марта 2018 г., 28 марта 2019 г., 31 марта 2020 г., 31 марта 2021 г.).

2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (последняя редакция).

3. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».

4. Арустамов Э. А., Пястолов О. А., Рудаков С. В. Сравнительный анализ стратегии развития управления в таможенных органах РФ 2020 и 2030 гг. // Вестник Евразийской науки. — М., 2021. — № 1. — С. 60–78 [Электронный ресурс]. — URL: https://esj.today.

5. Пястолов О. А. Взаимодействие правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении налогового контроля, раскрытии и расследовании налоговых преступлений / Под общ. ред. А. М. Багмета // Противодействие налоговой преступности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — M.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2018. — С. 204–210.

6. Арустамов Э. А. Основы бизнеса: Учебник для вузов. — 4-е изд., стер. — М.: Дашков и К, 2019.

7. Валигурский Д. И., Авдокушина М. Н., Алексунин В. А., Арустамов Э. А., Асон Т. А., Валеева Ю. С., Габдуллин С. С., Гетц А. Я., Гончаренко В. И., Гришина В. Т., Дашков Л. П., Емельянов О. В., Калугина С. А., Ковалев Р. Н., Коленова В. А., Красюк И. Н., Лобанова С. Н., Макаров А. А., Маслова Е. Л., Матвеева О. З. и др. Торговое дело: коммерция, маркетинг, менедж мент. Теория и практика: Монография. — М., 2017.

8. Баландина Г. В., Пономарев Ю. Ю., Синельников-Мурылев С. Г. Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры. — М.: Дело, 2019. — С. 100.

9. Баландина Г. В., Пономарев Ю. Ю., Синельников-Мурылев С. Г. Таможенное администрирование в России: направления совершенствования // Экономическая политика. — 2018. — Т. 13. — № 3. — С. 106–131.

10. Зайцев В. Е. Оценка государственных программ Российской Федерации: новые вызо вы // Государственное управление. — 2018. — № 67 [Электронный ресурс]. — URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/67_2018zaitsev. htm.

11. Калинин А. М. Вопросы и перспективы развития проектного управления в российских органах власти // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2017. — № 2. — С. 151–164.

12. Каукин А.С., Идрисов Г.И. Анализ издержек перемещения товаров при моделировании внешнеторговых потоков // Российское предпринимательство. — 2013. — № 13 (235). — С. 119–126.

13. Каукин А. С., Идрисов Г. И. Гравитационная модель внешней торговли России: случай большой по площади страны с протяженной границей // Экономическая политика. — 2013. — № 4. — С. 133–154.

14. Климанов В. В., Золотаре ва А. Б., Дмитришина Е. В., Белев С. Г., Тищенко Т. В., Барбашо ва Н. Е., Михайлова А. А., Ягов-кина В. А., Де рюгин А. Н., Арлашкин И. Ю., Будаева К. В., Данилов В. Н. Совершенствование про грам мно-целевых методов бюджетирования в Российской Федерации / Под ред. С. М. Дробышевского. — М.: Дело, 2017.

15. Кнобель А. Ю., Фиранчук А. С. Мониторинг экономической ситуации в России // Тенденции и вызовы социально-экономического развития. — 2020. — № 28 (131).

16. Arvis J. F., Saslavsky D., Ojala L., Shepherd B., Busch C., Raj A., Naula T. Connecting to Compete 2016: Trade Logistics in the Global Economy. — Washington, DC: World Bank, 2016.

17. Han C. R., McGauran R. Tracing Trails: Implications of Tax Information Exchange Programs for Customs Administrations // World Customs Journal. — 2014. — Vol. 8. — № 2. — Р. 3–13.

18. Hu R. R., Tan Y. H., Heijmann F. F. A New Approach to E-Commerce Customs Control in China: Integrated Supply Chain — A Practical Application Towards LargeScale Data Pipeline Implementation // World Customs Journal. — 2016. — Vol. 10. — № 2. — P. 65–82.

19. Годовая отчетность ФТС России. Итоги внешней торговли [Электронный ресурс]. — URL: https://customs.gov.ru/statistic/vneshn-torg/vneshn-torg-countries

20. http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ foreignEconomicActivity/vec2020.

21. Международное энергетиче ское агентство [Электронный ресурс]. — URL: https://www.iea.org.

1. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 N 330 "On approval of the state program of the Russian Federation" Development of foreign economic activity (with amendments and additions of March 31, 2017, March 30, 2018, March 28, 2019, 31 March 2020, March 31, 2021).

2. Federal Law "On Strategic Planning in the Russian Federation" dated June 28, 2014 N 172-FZ (last edition).

3. Order of the Government of the Russian Federation of 23.05.2020 N 1388-r "Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2030".

4. Arustamov E. A., Pyastolov O. A., Rudakov S. V. Comparative analysis of the management development strategy in the customs authorities of the Russian Federation in 2020 and 2030.

5. Pyastolov O. A. The interaction of law enforcement and regulatory authorities in the implementation of tax control, disclosure and investigation of tax crimes. Counteraction to tax crime. Materials of the All-Russian Scientifi c and Practical Conference. Under total. ed. A. M. Bagmet. 2018 Publisher: Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation (Moscow). Рр. 204–210.

6. Arustamov E. A. Business fundamentals. Textbook for universities. Moscow, publishing and trade corporation "Dashkov and K". 2019. (4th ed., Sr.).

7. Commercial business: commerce, marketing, management. Theory and practice. Monograph. Valigursky D. I., Avdokushina M. N., Aleksunin V. A., Arustamov E. A., Ason T. A., Valeeva Yu. S., Gabdullin S. S., Getz A. Ya., Goncharenko V. I., Grishina V. T., Dashkov L. P., Emelyanov O. V., Kalugina S. A., Kovalev R. N., Kolenova V. A., Krasyuk I. N., Lobanova S. N. ., Makarov A. A., Maslova E. L., Matveeva O. Z. et al. Moscow, 2017.

8. Balandina G. V., Ponomarev Yu. Yu., Sinelnikov-Murylev S. G. Customs administration in Russia: what modern procedures should be. Moscow: Delo. 2019, p. 100.

9. Balandina G. V., Ponomarev Yu. Yu., Sinelnikov-Murylev S. G. Customs administration in Russia: directions of improvement. Economic policy. 2018, Vol. 13, no. 3, рр. 106–131.

10. Zaitsev V. E. Assessment of state programs of the Russian Federation: new challenges. Public administration. Electronic bulletin. 2018, no. 67. Available at: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/67_2018zaitsev.htm.

11. Kalinin A. M. Questions and prospects for the development of project management in Russian authorities. Questions of state and municipal management. 2017, no. 2, рр. 151–164.

12. Kaukin A. S., Idrisov G. I. Analysis of the Costs of Moving Goods in Modeling Foreign Trade Flows. Russian Journal of Entrepreneurship. 2013, no. 13 (235), рр. 119–126.

13. Kaukin A. S., Idrisov G. I. The gravitational model of Russia’s foreign trade: the case of a large country with a long border. Economic policy. 2013, no. 4, рр. 133–154.

14. Klimanov V. V., Zolotareva A. B., Dmitrishina E. V., Belev S. G., Tishchenko T. V., Barbashova N. E., Mikhailova A. A., Yagovkina V. A., Deryugin A. N., Arlashkin I. Yu., Budaeva K. V., Danilov V. N. Improvement of program-target budgeting methods in the Russian Federation. Ed. CM. Drobyshevsky. M.: Delo. 2017.

15. Knobel A.Yu., Firanchuk A.S. Monitoring the economic situation in Russia. Trends and challenges of socio-economic development. 2020, no. 28 (131).

16. Arvis J. F., Saslavsky D., Ojala L., Shepherd B., Busch C., Raj A., Naula T. Connecting to Compete 2016: Trade Logistics in the Global Economy. Washington, DC: World Bank. 2016.

17. Han C. R., McGauran R. Tracing Trails: Implications of Tax Information Exchange Programs for Customs Administrations. World Customs Journal. 2014, Vol. 8, no. 2, рр. 3–13.

18. Hu R. R., Tan Y. H., Heijmann F. F. A New Approach to E-Commerce Customs Control in China: Integrated Supply Chain — A Practical Application Towards LargeScale Data Pipeline Implementation. World Customs Journal. 2016, Vol. 10, no. 2, рр. 65–82.

19. Annual reporting of the FCS of Russia. The results of foreign trade. Available at: https://customs.gov.ru/statistic/vneshn-torg/vneshn-torg-countries.

20. http: //old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/ vec2020.

21. https://www.iea.org/ International Energy Agency

Острую необходимость принятия Стратегии внешнеэкономической деятельности РФ — 2030 обусловило влияние состояния политических, экономических и внешнеторговых факторов на внешнеэкономическую деятельность как важную составную часть народного хозяйства страны. Необходимо отметить, что прежний нормативный акт (Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 г. от 01.12.2008) [20] концептуального характера, регулирующий внешнеэкономическую деятельность в РФ, окончил свое действие в 2020 г. Так же отметим что действующая нормативно-правовая база по стратегическим целям и ориентирам развития внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) в настоящее время представлена только Программой развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации до 2030 г. [1] и действующим с 2014 г. Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2].

На основе анализа годовой отчетности ФТС (Федеральной таможенной службы) [20] России рассмотрим ключевые показатели внешней торговли страны.

По итогам 2020 г. средняя цена на нефть марки Urals сформировалась в размере 41,73 долл/барр. Это на 34,4 % ниже, чем в 2019 г. (63,59 долл/барр.). Объективная причина тому одна — локдаун, введенный в апреле в Китае, а также в ряде других индустриально развитых стран.

Спрос на мировых рынках на природный газ в 2020 г. по сравнению с 2019 г. упал примерно на 2,5 %, или почти на 100 млрд кубометров, что стало глобальным снижением за всю историю наблюдений, по данным Международного энергетического агентства. Отметим, что экспертные ожидания оправдались, спрос на природный газ быстро восстановился. В 2021 г. по итогам года спрос на газ должен вырасти почти на 3 %, а к 2030 г. — до 14 % по сравнению с уровнем 2019 г., при этом рост потребления голубого топлива будет сосредоточен в Азии, по данным Международного энергетического агентства [21].

Наращивание ненефтяного экспорта будет происходить за счет поставок продовольствия и драгоценных металлов при росте мировых цен на них, что компенсирует сокращение вывоза машин и оборудования. Объемы импорта (по данным прогноза Коллегии ФТС России) [19] по итогам года прогнозируются в 92 % от уровня предыдущего года.

Для Цитирования:
Арустамов Э. А., Пястолов О. А., Обоснование необходимости совершенствования таможенного администрирования в России. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: