По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.565.4

Система применения электронных навигационных пломб при транспортировке грузов в ЕАЭС

Бондаренко А. В. канд. экон. наук, кафедра менеджмента, Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России 143007, Россия, Московская область, г. Одинцово, ул. Ново-Cпортивная, д. 3, E-mail: a.bondarenko@odin.mgimo.ru
Евграфова О. В. канд. филос. наук, доцент, кафедра экономической теории и международных экономических отношений, Ростовский филиал ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» 344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, д. 20, E-mail: dia7@bk.ru
Румянцев А. М. студент 4-го курса, направление подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика», факультет финансовой экономики, Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России 143007, Россия, Московская область, г. Одинцово, ул. Ново-Cпортивная, д. 3, E-mail: rkirovich@astemagroup.ru

Электронные пломбы с возможностью слежения за перевозкой уже сейчас частично применяются для транзитных грузов. Например, при их перемещении из стран ЕС в Китай по территории РФ. На данный момент планируется в обязательном порядке пломбировать все международные грузоперевозки на территории Евразийского союза. Несколько лет страны тестировали работу пломб. Сейчас в каждой из них утвержден национальный оператор, ко-торый обеспечит закупку, установку электронных пломб, их обслуживание и ремонт. Россий-ским оператором пломбирования является компания «Центр развития цифровых платформ» (ЦРЦП). В ближайшее время страны проведут односторонние или совместные эксперименты по тестированию использования навигационных пломб при перевозках товаров. Итоги экспериментов позволят сформировать нормативно-правовую базу по системе отслеживания транзита исходя из реальных условий. Навигационная пломба будет непрерывно передавать в единую евразийскую систему слежения сведения о нахождении и сохранности груза. Применение электронных навигационных пломб позволит минимизировать различные формы государственного контроля при перемещении товаров и грузов, а также обеспечить законный оборот товаров в Союзе. Безопасное движение товаров является одним из основных принципов международной торговли. Однако в системе таможенного транзита все еще есть риски незаконного перемещения товаров. В рамках предотвращения возможных правонарушений и ускорения таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности таможенные органы разрабатывают новые пути решения проблемы контроля за международными перевозками товаров. В статье рассмотрены некоторые аспекты применения электронных навигационных пломб при транспортировке грузов в ЕАЭС.

Литература:

1. В ЕАЭС будут разработаны концепция экосистемы цифровых транспортных коридоров, модели регулирования трансграничного оборота данных, запущен пилотный проект по маркировке табака [Электронный ресурс]. — URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/Forms/DispForm. aspx?ID=4273 (дата обращения: 12.09.2021).

2. Таможенная статистика Центрального таможенного управления // Официальный сайт Центрального таможенного управления [Электронный ресурс]. — URL: http://ctu.customs.ru/folder/140108 (дата обращения: 12.09.2021).

3. Пояснительная записка к проекту федерального закона № 457178-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования транзитных международных перевозок грузов автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации» // Справочно-правовая система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. — URL: http://ivo.garant.ru/#/ document/57268248 (дата обращения: 12.09.2021).

4. О перечне мероприятий по реализации основных ориентиров макроэкономической политики государств — членов Евразийского экономического союза на 2016–2017 годы — ИПС «Əділет» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан [Электронный ресурс]. — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/H16EV00023R (дата обращения: 12.09.2021).

5. Распоряжение Совета ЕЭК от 21.02.2020 № 4 «О плане мероприятий (дорожной карте) по развитию единой системы таможенного транзита товаров в Евразийском экономическом союзе на основе системы отслеживания транзитных перево зок товаров с использованием навигационных пломб» // Таможенный портал для участников ВЭД [Электронный ресурс]. — URL: https://www.alta. ru/tamdoc/20s00004/ (дата обращения: 12.09.2021).

6. Эксперимент с электронными навигационными пломбами прошел успешно. Для кого?.. // Биржа автомобильных грузоперевозок [Электронный ресурс]. — URL: https://trans.ru/news/eksperimentselektronniminavigatsionnimiplom bamiproshel-uspeshno-dlya-kogo (дата обращения: 12.09.2021).

1. V EAES budut razrabotany koncepciya ekosistemy cifrovyh transportnyh koridorov, modeli regulirovaniya transgranichnogo oborota dannyh, zapushchen pilotnyj proekt po markirovke tabaka. Available at: http://www.eurasiancommission. org/ru/nae/news/Pages/Forms/DispForm.aspx?ID=4273 (accessed: 12.09.2021) (in Russian).

2. Tamozhennaya statistika Central’nogo tamozhennogo upravleniya. Ofi cial’nyj sajt Central’nogo tamozhennogo upravleniya. Available at: http://ctu.customs.ru/ folder/140108 (accessed: 12.09.2021) (in Russian).

3. Poyasnitel’naya zapiska k proektu Federal’nogo zakona № 457178-7 "O vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii v svyazi s sovershenstvovaniem pravovogo reguli-rovaniya tranzitnyh mezhdunarodnyh perevozok gruzov avtomobil’nym i zheleznodorozhnym transportom cherez territoriyu Rossijskoj Federacii". Spravochno-pravovaya sistema GARANT. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/57268248 (accessed: 15.09.2021) (in Russian).

4. O perechne meropriyatij po realizacii osnovnyh orientirov makroekonomicheskoj politiki gosu-darstv — chlenov Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza na 2016 — 2017 gody — IPS "Ədіlet". Infor-macionno-pravovaya sistema normativnyh pravovyh aktov Respubliki Kazahstan. Available at: https://adilet.zan.kz/rus/docs/H16EV00023R (accessed: 12.09.2021) (in Russian).

5. Rasporyazhenie Soveta EEK ot 21.02.2020 № 4 "O plane meropriyatij ("dorozhnoj karte") po razvitiyu edinoj sistemy tamozhennogo tranzita tovarov v Evrazijskom ekonomicheskom soyuze na os-nove sistemy otslezhivaniya tranzitnyh perevozok tovarov s ispol’zovaniem navigacionnyh plomb». Tamozhennyj portal dlya uchastnikov VED. Available at: https://www.alta.ru/tamdoc/20s00004/ (accessed: 19.09.2021) (in Russian).

6. Eksperiment s elektronnymi navigacionnymi plombami proshel uspeshno. Dlya kogo?.. Birzha avtomobil’nyh gruzoperevozok. Available at: https://trans.ru/news/ eksperiment-s-elektronnimi-navigatsionnimi-plombami-proshel-uspeshno-dlyakogo (accessed: 12.09.2021) (in Russian).

В настоящее время остро стоит вопрос об обеспечении безопасности перемещения товаров, что актуализирует использование электронных навигационных пломб как основы создания цифровых международных транспортных коридоров с целью обеспечения перехода на полноценный электронный документооборот за счет сокращения количества таможенных процедур, повышения уровня безопасности перевозок и упрощения взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами.

Уже сейчас можно говорить о том, что применение электронных навигационных пломб будет способствовать обеспечению контроля за сохранностью грузов при перевозках товаров и предотвращению случаев противоправных действий.

ЕАЭС не располагает действующими актами, регулирующими применение электронной навигационной пломбы при транспортировке грузов. Работа в этом направлении началась в 2018 г., когда был реализован пилотный проект отслеживания автомобильных транзитных перевозок табака с применением электронных навигационных пломб [1].

В проекте участвовали представители Республики Казахстан и Российской Федерации. В период с 20.09.2018 по 01.11.2018 была осуществлена автомобильная транзитная транспортировка иностранных товаров между Российской Федерации и Казахстаном. Была заявлена таможенная транзитная процедура с применением средств распознавания электронных навигационных пломб, действующих на основе технологии ГЛОНАСС.

От Казахстана в качестве государственного оператора по мониторингу международных транзитных перевозок грузов в течение пилотного проекта был выбран Институт космической техники и технологий Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана. Данный институт представляет национальную систему ЭВАК. Россия была представлена компанией ООО «РТИнвест Транспортные системы».

На время проекта отслеживания автомобильных транзитных перевозок с электронными навигационными пломбами каждая страна представила по 100 электронных пломб. Во время проведения пилотного проекта таможенными органами России вывезено 60 товарных партий на 60 транспортных средствах [2].

Для Цитирования:
Бондаренко А. В., Евграфова О. В., Румянцев А. М., Система применения электронных навигационных пломб при транспортировке грузов в ЕАЭС. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: