С точки зрения государства развитие внешнеэкономической деятельности является важным фактором обеспечения экономического роста, что обусловливает необходимость в эффективном государственном регулировании данной сферы отношений.
В общем виде под государственным регулированием обычно понимается совокупность мер, методов, форм и инструментов, посредством которых государство в лице ответственных органов, которые выступают субъектом регулирования, осуществляет управленческое воздействие на объект такого регулирования с целью достижения определенного эффекта. Соответственно, если в качестве объекта выступает внешнеэкономическая деятельность, то государственное регулирование ВЭД — это совокупность мер, методов, форм и инструментов, посредством которых государство в лице ответственных органов осуществляет управленческое воздействие на сферу ВЭД с целью создания условий, которые будут благоприятствовать обеспечению экономического роста.
Структурно механизм осуществления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности представлен на рисунке 1.
В составе внешнеэкономической деятельности значимую роль играет внешнеторговая деятельность, под которой подразумевается международная купля-продажа товаров, работ, услуг, прав, промышленной собственности, сопровождаемая перемещением материальных, трудовых, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Степень использования государством данного канала для реализации и приобретения товаров и услуг, а также его условия определяются во многом под воздействием внешнеторговой политики такового.
С точки зрения государственного регулирования внешней торговли товарами важное значение занимает система таможенно-тарифного регулирования. При этом правоотношения, возникающие при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, регламентируются нормативно-правовыми актами как национального, так и наднационального характера, что обусловлено вхождением государства в Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС).