В современной России таможенное право претерпевает существенные изменения. Изменения эти в первую очередь обусловлены вступлением Российской Федерации в Таможенный союз, созданный на базе Евразийского экономического сообщества. В 2015 г. Таможенный союз стал неотъемлемой составной частью Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), в который входят уже пять стран: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия.
Создание Таможенного союза привело к уникальной ситуации, когда на смену национальному таможенному праву каждого из государств — членов Евразийского экономического союза пришел сложный механизм правового регулирования, в котором взаимозависимы три элемента: международное таможенное право, наднациональный регулятор (право Евразийского экономического союза) и национальное таможенное законодательство государств — членов Евразийского экономического союза [1].
Существование разноуровневой модели правового регулирования таможенных отношений было подтверждено и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» (далее — Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 18), в котором решался коллизионный вопрос между правом Евразийского экономического союза и нормами законодательства Российской Федерации о таможенном деле [2].
В указном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 сделан вывод о приоритете наднационального законодательства (права ЕАЭС) в случае возникновения коллизии между регулирующими таможенные отношения нормами права ЕАЭС и нормами законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Данный вывод был основан на части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного дого вора.
Вместе с тем в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 подчеркивается, что коллизионный приоритет права Евразийского экономического союза не может приводить к нарушению прав и свобод граждан (организаций), гарантированных Конституцией Российской Федерации. В частности, при применении норм права Евразийского экономического союза должен учитываться принцип недопустимости придания обратной силы новому таможенному регулированию, ухудшающему положение участников длящихся таможенных правоотношений.