По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 341

Тенденции современного таможенного права в условиях функционирования Евразийского экономического союза

Назарова А. С. канд. юрид. наук, доцент кафедры таможенного дела, Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЗФ РАНХиГС), Российская Федерация

В настоящей статье анализируется современная система таможенного законодательства, которая возникла в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Также автор анализирует тенденции современного таможенного права и полагает, что возникновение Евразийского экономического союза привело к появлению сложного механизма правового регулирования таможенных отношений, в котором взаимозависимы несколько элементов.

Литература:

1. Трошкина Т. Н. Унификация правовых основ экономических инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах — членах Таможенного союза ЕврАзЭС. — М.: Институт публично-правовых исследований, 2014. — 230 с.

2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» // Таможенные ведомости. — 2016. — № 7.

3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» // СПС «Консультант Плюс».

4. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) // Собрание законодательства Российской Федерации. — № 32.

5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. — URL: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 26.04.2021).

1. Troshkina T. N. Unifi cation of the legal foundations of economic instruments of state regulation of foreign trade activity in the member states of the Customs Union of the EurAsEC. M.: Institute of Public Law Research. 2014, 230 p.

2. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 18 dated 12.05.2016 "On some issues of the application of customs legislation by courts". Customs Vedomosti. 2016. no. 7.

3. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 26.11.2019 no. 49 "On some issues arising in the judicial practice in connection with the entry into force of the Customs code of the Eurasian economic Union". ATP "Consultant Plus".

4. International Convention on the simplification and harmonization of customs procedures (done at Kyoto 18.05.1973). Meeting of the legislation of the Russian Federation. no. 32.

5. Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix No. 1 to the Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union). Offi cial website of the Eurasian Economic Union. Available at: http://www.eaeunion.org (accessed: 26.04.2021).

В современной России таможенное право претерпевает существенные изменения. Изменения эти в первую очередь обусловлены вступлением Российской Федерации в Таможенный союз, созданный на базе Евразийского экономического сообщества. В 2015 г. Таможенный союз стал неотъемлемой составной частью Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), в который входят уже пять стран: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия.

Создание Таможенного союза привело к уникальной ситуации, когда на смену национальному таможенному праву каждого из государств — членов Евразийского экономического союза пришел сложный механизм правового регулирования, в котором взаимозависимы три элемента: международное таможенное право, наднациональный регулятор (право Евразийского экономического союза) и национальное таможенное законодательство государств — членов Евразийского экономического союза [1].

Существование разноуровневой модели правового регулирования таможенных отношений было подтверждено и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» (далее — Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 18), в котором решался коллизионный вопрос между правом Евразийского экономического союза и нормами законодательства Российской Федерации о таможенном деле [2].

В указном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 сделан вывод о приоритете наднационального законодательства (права ЕАЭС) в случае возникновения коллизии между регулирующими таможенные отношения нормами права ЕАЭС и нормами законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Данный вывод был основан на части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного дого вора.

Вместе с тем в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 подчеркивается, что коллизионный приоритет права Евразийского экономического союза не может приводить к нарушению прав и свобод граждан (организаций), гарантированных Конституцией Российской Федерации. В частности, при применении норм права Евразийского экономического союза должен учитываться принцип недопустимости придания обратной силы новому таможенному регулированию, ухудшающему положение участников длящихся таможенных правоотношений.

Для Цитирования:
Назарова А. С., Тенденции современного таможенного права в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: