Основой функционирования любого органа государственной власти являются запросы и потребности общества, которые одновременно оказывают заметное влияние на работу и инструменты, используемые в практической деятельности при исполнении ключевых государственных функций. Не является исключением и Федеральная таможенная служба. Завершение срока действия Стратегии развития таможенной службы в 2020 г., а также качественное изменение условий, в которых работают современные таможенные органы, привели к необходимости разработки и принятия обновленной Стратегии развития таможенных органов. В мае 2020 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1388-Р она была принята [1]. Главной целью вновь принятого документа и, соответственно, развития таможенных органов до 2030 г. стало формирование качественно новой и насыщенной искусственным интеллектом таможенной службы, работа которой была бы ориентирована на особенности современных экономических и общественно-политических отношений как внутри страны, так и в контексте международного сотрудничества, ключевые моменты современного взаимодействия и организации обмена информацией с субъектами таможенных правоотношений.
Специалисты обращали внимание на особенности регламентации в Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года контрольной функции таможенных органов с учетом того, что ее трансформация наиболее наглядно отражает изменение основного функционала таможенных органов на современном этапе [2]. В соответствии с особенностями времени Стратегия до 2030 года впервые построена с учетом ее миссии и на основании комплексного подхода, который учитывает цель и целевые ориентиры развития, необходимые условия для развития и совершенствования, предполагаемый результат и полномасштабную автоматизацию и цифровизацию таможенных операций и таможенного контроля. Именно повышение качества и эффективности таможенного контроля за счет использования современных информационных технологий выступает одним из ведущих направлений Стратегии до 2030 года и одновременно является одним из ключевых аспектов формирования таможенного администрирования и повышения качества и эффективности, прозрачности взаимодействия субъектов таможенных правоотношений. Автоматизация таможенного контроля и его административно-процедурное обеспечение по праву рассматриваются в качестве основных трендов современного реформи рования контрольно-надзорной деятельности таможенного ведомства [3].