В статье рассматриваются различные подходы к определению профориентационной работы, обобщение которых позволяет ее определить как систему подготовки учащимися к свободному и самостоятельному выбору профессии. Отмечается, что следствием отсутствия целенаправленной и системной профориентационной работы с учащимися является поступление в вузы студентов с низкой мотивацией на обучение по выбранному направлению подготовки. В качестве ведущей задачи профориентационной работы определяется проведение психолого-педагогического, информационного, практико-деятельностного сопровождения учащихся в формировании их собственной позиции в профессиональном самоопределении. Такая работа будет способна повысить эффективность профессионального самоопределения, сделать его более адекватным особенностям личности, при задействовании ресурсов как урочной, так и внеурочной деятельности. Применение информационных и коммуникационных технологий при изучении учебных дисциплин учащиеся могут получать информацию о различных видах профессиональной деятельности, социальных, экономических и психологических составляющих профессий. Во внеурочное время профориентация учащихся может проводиться в ходе социально-культурной деятельности, которая позволяет включать учащихся в познавательную, исполнительскую, творческую, коммуникативную деятельность. Особыми возможностями в профессиональном ориентировании учащихся обладает технология социального проектирования, которая понимается как результат творческой социально-значимой деятельности по преодолению социальных проблем. Применение такой технологии позволяет создать условия для самостоятельного осмыслении учащимися своего будущего, проявления социальной активности и субъектной жизненной позиции. В рамках исследования был разработан и реализован региональный конкурс социальной рекламы «Мы в мире», целью которого являлось привлечение внимания обучающихся к актуальным социальным проблемам общества. В конкурсе приняли участие учащиеся 8–11 классов общеобразовательных школ города, области и Республики Башкортостан.