По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376–053.2 DOI:10.33920/pol-01-2410-06

Особенности социальной реабилитации и адаптации детей с расстройством аутистического спектра

Садовина Дарья Евгеньевна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26. e-mail: dashasadovina09@gmail.com
Испулова Светлана Николаевна кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26. e-mail: sispulova@mail.ru
Ключевые слова: РАС , аутизм , диагноз , дети

Данная статья посвящена адаптации детей с расстройством аутистического спектра. Результаты эмпирического исследования специалистов по социальной работе в учреждениях АНО помощи детям с аутизмом и другими особенностями развития «РАСтём вместе», МУ «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» и Центр социальной помощи детям «Мозаика» г. Магнитогорска, АНО «Атмосфера» города Новосибирска. Авторы представляют анализ результатов исследования, посвящённого изучению осведомлённости специалистов о диагнозе. На основе результатов исследования авторами была разработана программа социальной реабилитации для детей с расстройством аутистического спектра для обеспечения социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития имеющего нарушение, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения.

Литература:

1. Багарадникова Е. В. Вопросы консультирования родителей, имеющих детей с РАС / Е. В. Багарадникова // Аутизм и нарушения развития. 2018. — Т. 16. № 4. С. 35–41.

2. Баенская Е. Р. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / Е. Р. Баенская, О. С. Никольская. М.: Теревинф, 2011. — 318 с.

3. Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет / Е. Р. Баенская // Дефектология. 2005. № 5. С. 76–83.

4. Балашова В. П. Особенности развития социальнокоммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / В. П. Балашова // Молодой ученый. 2018. № 46 (232). С. 247–249. URL: https://moluch.ru/archive/232/53728/ (дата обращения: 01.06.2024).

5. Беткер Л. М. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра: учебно-методическое пособие для учителей и специалистов образовательных организаций / Л. М. Беткер. — Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2013. — 82 с.

6. Виневская А. Развитие ребенка с аутизмом. Методическое пособие / А. Виневская. М.: Издательские решения, 2016. — 210 с.

7. Грей К. Социальные истории. Инновационные методики для развития социальной компетентности у детей с аутизмом / К. Грей. Екб.: Рама Паблишинг, 2018. — 429 с.

8. Джамелова Г. П. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в инклюзивном пространстве / Г. П. Джамелова. М.: Флинта, 2018. — 82 с.

9. Ефимов О. И. Аутизм дружбе не помеха. Книга о социальной адаптации детей с аутизмом / О. И. Ефимов. М.: Диля, 2015. — 36 с.

10. Загуменная О. В. Организация среды при обучении детей с РАС / О. В. Загуменная, А. В. Васильева, В. В. Кистень, О. М. Петрова // Аутизм и нарушения развития. 2018. — Т. 16. № 1. С. 13–17.

11. Макдональд Р. Различаем и сопоставляем. Обучение детей с РАС базовым навыкам дискриминации на основе прикладного анализа поведения / Р. Макдональд, С. Лангер. М.: Рама Паблишинг, 2019. — 248 с.

12. Манелис Н. Г. Ребенок с РАС идет в детский сад. Методические рекомендации / Н. Г. Манелис, А. В. Хаустов, Ю. В. Никитина, Е.Н. Солдатенкова. М.: Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход», 2014. — 104 с.

13. Манелис Н. Г. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Н. Г. Манелис, Н.Н. Волгина, Ю. В. Никитина, С.Н. Панцырь. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. — 94 с.

14. Никольская О. С. Аутичный ребенок пути помощи / О. С. Никольская. М.: Теревинф, 2000. — 336 с.

15. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей / Л. Г. Нуриева. М.: Теревинф, 2016. — 236 с.

16. Семаго Н. Я. Создание специальных условий в образовательном учреждении для детей с расстройствами аутистического спектра. Методический сборник / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. М.: Инклюзивное образование, 2012. — 312 с.

17. Чуркин А.А. Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии / А.А. Чуркин, А.Н. Мартюшов. — М.: ГНЦ СиСП им. В.П. Сербского, 2010. — 132 с.

1. Bagaradnikova E.V. Voprosy konsul'tirovaniya roditelej, imeyushchih detej s RAS / E.V. Bagaradnikova // Autizm i narusheniya razvitiya. 2018. — T. 16. № 4. S. 35–41.

2. Baenskaya E. R. Deti i podrostki s autizmom. Psihologicheskoe soprovozhdenie / E. R. Baenskaya, O. S. Nikol'skaya. M.: Terevinf, 2011. — 318 s.

3. Baenskaya E. R. Osobennosti rannego affektivnogo razvitiya autichnogo rebenka v vozraste ot 0 do 1,5 let / E. R. Baenskaya // Defektologiya. 2005. № 5. S. 76–83.

4. Balashova V. P. Osobennosti razvitiya social'nokommunikativnoj sfery u detej doshkol'nogo vozrasta s rasstrojstvami autisticheskogo spektra / V. P. Balashova // Molodoj uchenyj. 2018. № 46 (232). S. 247–249. URL: https://moluch.ru/archive/232/53728/ (data obrashcheniya: 01.06.2024).

5. Betker L. M. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej s rasstrojstvom autisticheskogo spektra: uchebnometodicheskoe posobie dlya uchitelej i specialistov obrazovatel'nyh organizacij / L. M. Betker. — Hanty-Mansijsk: RIO IRO, 2013. — 82 s.

6. Vinevskaya A. Razvitie rebenka s autizmom. Metodicheskoe posobie / A. Vinevskaya. M.: Izdatel'skie resheniya, 2016. — 210 s.

7. Grej K. Social'nye istorii. Innovacionnye metodiki dlya razvitiya social'noj kompetentnosti u detej s autizmom / K. Grej. Ekb.: Rama Pablishing, 2018. — 429 s.

8. Dzhamelova G. P. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie rebenka s rasstrojstvom autisticheskogo spektra v inklyuzivnom prostranstve / G. P. Dzhamelova. M.: Flinta, 2018. — 82 s.

9. Efimov O. I. Autizm druzhbe ne pomekha. Kniga o social'noj adaptacii detej s autizmom / O. I. Efimov. M.: Dilya, 2015. — 36 s.

10. Zagumennaya O.V. Organizaciya sredy pri obuchenii detej s RAS / O.V. Zagumennaya, A.V. Vasil'eva, V.V. Kisten', O. M. Petrova // Autizm i narusheniya razvitiya. 2018. — T. 16. № 1. S. 13–17.

11. Makdonal'd R. Razlichaem i sopostavlyaem. Obuchenie detej s RAS bazovym navykam diskriminacii na osnove prikladnogo analiza povedeniya / R. Makdonal'd, S. Langer. M.: Rama Pablishing, 2019. — 248 s.

12. Manelis N.G. Rebenok s RAS idet v detskij sad. Metodicheskie rekomendacii / N.G. Manelis, A.V. Haustov, YU.V. Nikitina, E.N. Soldatenkova. M.: Fond sodejstviya resheniyu problem autizma v Rossii «Vyhod», 2014. — 104 s.

13. Manelis N.G. Organizaciya raboty s roditelyami detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra. Metodicheskoe posobie / N.G. Manelis, N.N. Volgina, YU.V. Nikitina, S.N. Pancyr'. M.: FRC FGBOU VO MGPPU, 2017. — 94 s.

14. Nikol'skaya O. S. Autichnyj rebenok puti pomoshchi / O. S. Nikol'skaya. M.: Terevinf, 2000. — 336 s.

15. Nurieva L.G. Razvitie rechi u autichnyh detej / L.G. Nurieva. M.: Terevinf, 2016. — 236 s.

16. Semago N. YA. Sozdanie special'nyh uslovij v obrazovatel'nom uchrezhdenii dlya detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra. Metodicheskij sbornik / N. YA. Semago, M. M. Semago. M.: Inklyuzivnoe obrazovanie, 2012. — 312 s.

17. CHurkin A.A. Prakticheskoe rukovodstvo po primeneniyu MKB-10 v psihiatrii i narkologii / A.A. CHurkin, A.N. Martyushov. — M.: GNC SiSP im. V.P. Serbskogo, 2010. – 132 s.

Согласно данным Росстата РФ за 2023 год, численность детского населения составляет около 31 миллионов, это означает, что прогнозируемое количество диагнозов «РАС» в России составляет более 300 тысяч [17].

На данный момент в России остается проблематичной ситуация с диагностикой расстройств аутистического спектра. Масштабных исследований, направленных на выявление распространенности РАС среди населения страны, до сих пор не проводилось. В некоторых регионах число официально поставленных диагнозов аутизма продолжает оставаться крайне низким, что свидетельствует о сложностях с выявлением и диагностированием этих нарушений развития.

Дети с РАС отличаются неспособностью устанавливать взаимоотношения с другими детьми, не могут найти общие интересы и занятия. Имеет место нарушение формирования подражательной и ролевой игры, отсутствует фантазийная, символическая игровая деятельность [14, с. 336]. Проблемы в коммуникации представляют собой задержку или отсутствие спонтанной активной речи, в совокупности с нежеланием использовать для общения жесты или мимику. Трудности возникают и в области проявления эмоциональных реакций.

Цель исследования — на основе изученной проблемы разработать индивидуальную социальную программу реабилитации. Предметом исследования является процесс социальной реабилитации и адаптация детей с расстройством аутистического спектра.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что специалистам, которые работают с детьми с РАС, необходимо знать о диагнозе и уметь пользоваться технологиями при адаптации детей.

В работе были применены следующие методы исследования: при реализации поставленных задач, достижения цели исследования и проверки гипотезы были использованы следующие методы: анализ научной литературы по проблеме исследования; опрос. Базой исследования АНО помощи детям с аутизмом и другими особенностями развития «РАСтём вместе», МУ «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» и Центр социальной помощи детям «Мозаика» г. Магнитогорска, АНО «Атмосфера» города Новосибирска.

Для Цитирования:
Садовина Дарья Евгеньевна, Испулова Светлана Николаевна, Особенности социальной реабилитации и адаптации детей с расстройством аутистического спектра. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: