По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.9 DOI:10.33920/pol-01-2410-01

Прокрастинация как социальная проблема

Испулова Светлана Николаевна кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26, e-mail: sispulova@mail.ru
Садовина Дарья Евгеньевна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26, e-mail: dashasadovina09@gmail.com

Прокрастинация, или нежелание приступать к выполнению задач вовремя, является одной из наиболее распространенных проблем современного общества. С каждым годом все больше и больше людей сталкиваются с этим явлением, что ведет к серьезным последствиям как для индивидуумов, так и для общества в целом. Прокрастинация может привести к ухудшению психического здоровья, снижению производительности и качества работы, а также социальным и экономическим потерям. В нашем информационном обществе, где доступ к различным формам развлечений и отвлекающих факторов беспрецедентно высокий, неудивительно, что прокрастинация стала такой широко распространенной проблемой. Социальные медиа, видеоигры и другие развлекательные форматы легко завладевают нашим вниманием и отнимают время, которое должно быть уделено работе или обучению. В результате мы оказываемся зачастую запутанными в безвыходной ситуации: осознаем свое нежелание начинать работу или выполнять ответственные задачи, но при этом не можем контролировать свое поведение. Однако прокрастинация — это не только личная проблема каждого отдельного человека. Ее негативное влияние распространяется на всю социальную структуру общества. Например, работники, склонные к прокрастинации, могут вызывать задержки в выполнении коллективных проектов или снижение эффективности работы команды. Это может иметь серьезные последствия для бизнес-сферы и экономики страны в целом. Кроме того, сохранение здоровья психического состояния также является социальной задачей: люди склонны к эмоциональному перегрузу из-за постоянного стресса от отставания от работы или из-за чувства провала перед окружающими.

Литература:

1. Варваричева Е.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. — 2010. № 3. — С. 121–131.

2. Гаранян Л. Перфекционизм и выученная беспомощность у студентов с депрессивными и тревожными расстройствами / Л. Гаранян, Д.А. Андрусенко // Психологический журнал. — 2003. № 24 (1). — С. 65–75.

3. Емельянова Е. М. Связь прокрастинации с чрезмерным использованием смартфонов и планшетов / Е. М. Емельянова, А.А. Баранова // Вестник ЯрГУ. Серия: Гуманитарные науки. — 2017. № 4 (42). — С. 126–130.

4. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011.

5. Крюкова Т.Л. Стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях (на примере прокрастинации) / Т.Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк // Психологический журнал. — 2007. № 28 (3). — С. 17–28.

6. Кузнецова Л.П. Патриотическое воспитание / Л.П. Кузнецова, С.Н. Цыкина, Т.А. Фоминых // Журнал «Классный руководитель». 2012. № 7. — С. 7.

7. Кузнецова Ю.П. Гендерные особенности академической прокрастинации студентов / Ю.П. Кузнецова, Н. Б. Чечева // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». — 2016. № 2 (4). — С. 91–100.

1. Varvaricheva E. I. Fenomen prokrastinacii: problemy i perspektivy issledovaniya // Voprosy psihologii. — 2010. № 3. — S. 121–131.

2. Garanyan L. Perfekcionizm i vyuchennaya bespomoshchnost’ u studentov s depressivnymi i trevozhnymi rasstrojstvami / L. Garanyan, D.A. Andrusenko // Psihologicheskij zhurnal. — 2003. № 24 (1). — S. 65–75.

3. Emel’yanova E. M. Svyaz’ prokrastinacii s chrezmernym ispol’zovaniem smartfonov i planshetov / E. M. Emel’yanova, A.A. Baranova // Vestnik YArGU. Seriya Gumanitarnye nauki. — 2017. № 4 (42). — S. 126–130.

4. Il’in E. P. Rabota i lichnost’. Trudogolizm, perfekcionizm, len’ / E. P. Il’in. SPb.: Piter, 2011.

5. Kryukova T. L. Strategii povedeniya v trudnyh zhiznennyh situaciyah (na primere prokrastinacii) / T. L. Kryukova, E.V. Kuftyak // Psihologicheskij zhurnal. — 2007. № 28 (3). — S. 17–28.

6. Kuznecova L. P. Patrioticheskoe vospitanie / L. P. Kuznecova, S.N. Cykina, T.A. Fominyh // ZHurnal «Klassnyj rukovoditel’». 2012. № 7. — S. 7.

7. Kuznecova YU.P. Gendernye osobennosti akademicheskoj prokrastinacii studentov / YU.P. Kuznecova, N. B. CHecheva // Vestnik RGGU. Seriya «Psihologiya. Pedagogika. Obrazovanie». — 2016. № 2 (4). — S. 91–100.

Прокрастинация — это широко распространенное явление в современном обществе, когда человек откладывает важные дела и задачи на потом, несмотря на осознание негативных последствий. Эта проблема выходит за рамки индивидуального поведения и приобретает статус социальной проблемы, оказывая значительное влияние на различные сферы жизни.

Прокрастинация может приводить к снижению успеваемости в учебных заведениях, проблемам на работе, финансовым трудностям, а также к ухудшению физического и психического здоровья человека. Социальные издержки прокрастинации выражаются в виде упущенных возможностей, снижения производительности труда и экономических потерь.

Помимо социальных аспектов, важную роль в распространении прокрастинации играют и индивидуальные психологические особенности человека. Исследования показывают, что склонность к прокрастинации связана с такими личностными чертами, как низкая самодисциплина, страх неудачи, перфекционизм и нарушения эмоциональной саморегуляции.

Люди, склонные к откладыванию важных дел, зачастую испытывают трудности с принятием решений, целеполаганием и организацией своей деятельности. Они более ориентированы на получение немедленного удовольствия, чем на достижение долгосрочных целей. Такие личностные особенности затрудняют формирование эффективных стратегий преодоления прокрастинации.

Влияние прокрастинации на производительность и эффективность работы. Постоянное откладывание дел, вызванное прокрастинацией, приводит к низкой производительности и эффективности работы. Когда человек откладывает выполнение задачи, время, которое можно было бы использовать для ее успешного завершения, теряется. Это может привести к проблемам с сроками, неудовлетворительным качеством работы и нервным стрессам как у самого исполнителя, так и у других участников проекта.

Кроме того, прокрастинация может снизить мотивацию и уровень самодисциплины у работника. Когда человек постоянно откладывает дела на потом, его внутренняя мотивация и желание достичь результата снижается. Более того, прокрастинация может стать привычкой, которая затрудняет развитие навыков самоконтроля и самоорганизации.

Для Цитирования:
Испулова Светлана Николаевна, Садовина Дарья Евгеньевна, Прокрастинация как социальная проблема. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: