По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.35.37 DOI:10.33920/pol-01-2410-09

Игра как методическое средство подготовки студентов гуманитарных направлений в вузе

Веричева Ярослава Игоревна студент ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», Россия, 156000, г. Кострома, ул. Дзержинского, 17, E-mail: yaravericheva1official@gmail.com
Веричева Ольга Николаевна кандидат педагогически наук, доцент, заведующий кафедрой социальной работы ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», Россия, 156000, г. Кострома, ул. Дзержинского, 17, E-mail: overicheva@yandex.ru

Статья выполнена в контексте интегративного подхода к психологии, объединяющего методы исследования личности и группы из разных областей знания о человеке, способствующего созданию комплексного психосоциального методологического аппарата, направленного на исследование процесса оказания социально-психологической поддержки и помощи в индивидуальном и групповом формате. В статье раскрывается сущность психологической игры как ресурса, способствующего формированию и развитию профессионально-значимых личностных качеств и навыков студентов ВУЗа гуманитарных направлений подготовки (студентов-психологов). В ходе исследования нами доказана возможность развития эмпатии у студентов с помощью психологических игропрактик в условиях образовательной среды университета. Произведена концептуализация определений феноменов, связанных с эмоциональной сферой функционирования личности у студентов 1–2 курса обучения. Оценена эффективность разработки игровых материалов: бинго-листов и эмоционально-насыщенных диалогов, как стимульного материала для распознавания эмоций. Дано методологическое обоснование эффективного применения технологий геймификации образовательного процесса в ВУЗе. В результате эмпирического исследования была определена тренинговая направленность разработанной игры «Эмпати-Бинго», определены перспективы совершенствования стимульного материала, возможностей диагностики уровня развитости эмпатии у студентов с помощью игровых инструментов. Выявлено, что психологическая игра «Эмпати-Бинго» требует высокого уровня развития эмпатии у ее ведущих. Точность распознавания и определения эмоции может отражать уровень развитости когнитивного компонента эмпатии как составляющей эмоционального интеллекта. Для повышения внутренней валидности психологической игры заявленным конструктам эмоции и эмоциональный интеллект был расширен спектр эмоций, которые предлагалось определить: были добавлены диалоги, содержащие в себе негативные эмоции, убраны некоторые эмоционально-нейтральные ситуации, возникающие в межличностном взаимодействии, что сделало стимульный материал более понятным для участников игры.

Литература:

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. — Москва: Издательство МГУ, 1982. — 200 с.

2. Леонтьев Д.А. Перспективы неклассической психодиагностики / Д.А. Леонтьев // Психологические исследования: электрон. науч. журн. — 2010. — № 4 (12). — URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1040 (дата обращения: 30.06.2024).

3. Панкратова А.А. Русскоязычная адаптация краткой версии опросника TEIQue (trait emotional intelligence questionnaire) К. Петридеса и А. Фернхема / А.А. Панкратова, Д.С. Корниенко, А.В. Фетисова // Вопросы психологии. — 2021. — № 1 (67). — С. 130–144.

4. Рягузова Е.В. Парадоксы доброты в контексте просоциального поведения: анализ современных концепций / Е.В. Рягузова // Социальная психология и общество. — 2024. — № 1 (15). — С. 5–21.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

6. Фаерман М.И. Трансформационная игра как учебная психотехнология / М.И. Фаерман // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: сборник материалов. — 2020. — № 1. — С. 245–247.

7. Хомская Е.Д. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование / Е.Д. Хомская, Н.Я. Батова. — М.: Изд-во МГУ, 1992. — С. 6–67.

8. Decety J. The empathic brain and its dysfunction in psychiatric populations: Implications for intervention across different clinical conditions / J. Decety, Y. Moriguch // BioPyschoSocial Medicine. — 2007. — № 11 (22). — Р. 1–21.

9. Gerdes K.E. Teaching empathy: a framework rooted in social cognitive neuroscience and social justice / K.E. Gerdes, E.A. Segal, K.F. Jackson, J.L. Mullins // Journal of Social Work Education. — 2011. — № 1 (47). — Р. 109–131.

10. Pennock S.F. The Positive Psychology Toolkit / S.F. Pennock, H. Alberts. USA: PositivePsychology.com. [Online], 2023–149 p.

11. Petrides K.V. Psychometric properties of the Trait Emotional Intelligence Questionnaire (TEIQue) / K.V. Petrides // Assessing emotional intelligence: Theory, research, and applications. — New York: Springer, 2009. — P. 85–101.

1. Bodalev A.A. Vospriyatie i ponimanie cheloveka chelovekom / A.A. Bodalev. – Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1982. – 200 s.

2. Leont'ev D.A. Perspektivy neklassicheskoj psihodiagnostiki / D.A. Leont'ev // Psihologicheskie issledovaniya: elektron. nauch. zhurn. – 2010. – № 4(12).– URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1040 (data obrashcheniya: 30.06.2024).

3. Pankratova A.A. Russkoyazychnaya adaptaciya kratkoj versii oprosnika TEIQue (trait emotional intelligence questionnaire) K. Petridesa i A. Fernhema / A.A. Pankratova, D.S. Kornienko, A.V. Fetisova // Voprosy psihologii. – 2021. – № 1 (67). – S. 130-144.

4. Ryaguzova E.V. Paradoksy dobroty v kontekste prosocial'nogo povedeniya: analiz sovremennyh koncepcij / E.V. Ryaguzova // Social'naya psihologiya i obshchestvo. – 2024. – № 1 (15). – S. 5-21.

5. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: uchebnoe posobie / G.K. Selevko. – M.: Narodnoe obrazovanie, 1998. – 256 s.

6. Faerman M.I. Transformacionnaya igra kak uchebnaya psihotekhnologiya / M.I. Faerman // II Mezhdunarodnaya konferenciya po konsul'tativnoj psihologii i psihoterapii, posvyashchennaya pamyati Fedora Efimovicha Vasilyuka: sbornik materialov. – 2020. – № 1. – S. 245-247.

7. Homskaya E.D. Mozg i emocii. Nejropsihologicheskoe issledovanie / E.D. Homskaya, N.YA. Batova. – M.: Izd-vo MGU, 1992. – S. 6-67.

8. Decety J. The empathic brain and its dysfunction in psychiatric populations: Implications for intervention across different clinical conditions / J. Decety, Y. Moriguch // BioPyschoSocial Medicine. — 2007. — № 11 (22). — Р. 1–21.

9. Gerdes K.E. Teaching empathy: a framework rooted in social cognitive neuroscience and social justice / K.E. Gerdes, E.A. Segal, K.F. Jackson, J.L. Mullins // Journal of Social Work Education. — 2011. — № 1 (47). — Р. 109–131.

10. Pennock S.F. The Positive Psychology Toolkit / S.F. Pennock, H. Alberts. USA: PositivePsychology.com. [Online], 2023–149 p.

11. Petrides K.V. Psychometric properties of the Trait Emotional Intelligence Questionnaire (TEIQue) / K.V. Petrides // Assessing emotional intelligence: Theory, research, and applications. — New York: Springer, 2009. — P. 85–101.

Игровые педагогические технологии широко распространены в подготовке будущих бакалавров и специалистов гуманитарных направлений в условиях вуза. В частности педагогическая игра обладает характерным признаком — «четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью» [5, с. 52]. Игровая форма занятий на лекционных и практических занятиях в университете создается с помощью игровых приемов и практико-ориентированных ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

В условиях вуза во время обучения студентов гуманистических направлений применяются игры, которые подразделяются в зависимости от вида деятельности обучающихся на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру психологического процесса можно выделить следующие группы игр в подготовке студентов:

1) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2) познавательные, воспитательные, развивающие;

3) репродуктивные, продуктивные, творческие;

4) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические, социальноориентированные, игры с применением информационных и телекоммуникационных технологий.

Технологический алгоритм игры в обучении студентов в условиях университета включает следующие этапы: подготовки, проведения, анализа и обобщения. На этапе подготовки происходит разработка игры, продумывается ее сценарий, определяется план, общее описание игры, прорабатывается содержание инструктажа, подготавливается материальное и техническое обеспечение. На этапе подготовки продумывается вход в игру: происходит постановка проблемы, целей; определяются условия ее проведения и инструктаж; определяется регламент и правила проведения; распределяются роли среди участников игрового сюжета, формируются игровые группы, проводятся консультации.

Для Цитирования:
Веричева Ярослава Игоревна, Веричева Ольга Николаевна, Игра как методическое средство подготовки студентов гуманитарных направлений в вузе. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: