По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376–053.5 DOI:10.33920/pol-01-2410-04

Социально-психологическое сопровождение семей и детей с ограниченными возможностями здоровья в школе

Волкова Анна Леонидовна ведущий специалист Управления образования администрации Агаповского муниципального района, 457400, Челябинская область, Агаповский район, с. Агаповка, ул. Школьная, 49а, e-mail: Kisa_2-_07_1994@mail.ru

Автор изучает вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — с ОВЗ). Рассматривая правовую и педагогическую базу, исследуются фундаментальные задачи и принципы организации инклюзивного образования. В статье даются правовые определения и описываются направления деятельности в сфере работы с обучающимися с ОВЗ.

Литература:

1. Авдеева Н.Н. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка / Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская. — Москва: Смысл, 2019.

2. Афонькина Ю.А. Психолого-коррекционная поддержка ребенка с ограниченными возможностями психофизического здоровья / Ю.А. Афонькина. — Москва, 2019.

3. Безруких М.М. Готовность к обучению в школе. Современное состояние проблемы / М. Безруких // Народное образование. 2019. № 7. С. 110–115.

4. Безруких М. Какой он современный первоклассник?: предварительные результаты популяционного исследования / М. Безруких // Школьный психолог. 2019. № 2. С. 25–26.

5. Битянова М. Развитие ребенка как стратегическая цель образования / М. Битянова // Школьный психолог. 2019. № 2. С. 15.

6. Джуринский А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.Н. Джуринский. 2‑е изд., перераб. и доп., 2019.

7. Левченко И.Ю. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / И.Ю. Левченко, В.Г. Петрова. М.: Национальный книжный центр, 2018. 160 с.

8. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Методическое пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. М.: Просвещение, 2018. 239 с.

9. Макалова И.И. Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы IV Междунар. науч. — практ. конф. / И., Макалова. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. С. 267–272.

10. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р.В. Овчарова. М: ТЦ «Сфера», 2020. 448 с.

11. Посысоев Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья; ГОАУ ЯО ИРО / Н.Н. Посысоев. Ярославль, 2021. 76 с.

12. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития: [метод. пособие]: Кн. 1 / С.Г. Шевченко. Р.Д. Тригер, Г.М. Капустина, И.Н. Волкова // под общ. ред. С.Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2021. 96 с. — С. 17–19.

13. Шнейдер Л.Б. Психология семенных отношении: Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. М.: Эксмо-Пресс, 2020. 512 с.

14. Шульга Т.И. Социально-психологические технологии помощи детям и семьям групп социального риска: монография / Т.И. Шульга. М.: Издательство МГОУ, 2020. 198 с.

15. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э.Г. Эйдемиллер. М.; СПб., 2021.

16. Юдина А.И. Педагогическое сопровождение социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию: дис…. канд. пед. наук / А.И. Юдина. Кемерово, 2019.

17. Avdeeva N.N. Razvitie obraza sebya i privyazannostej u detej ot rozhdeniya do trekh let v sem'e i dome rebenka / N. N. Avdeeva, N.A. Hajmovskaya. M.: Smysl, 2019.

18. Afon'kina YU.A. Psihologo-korrekcionnaya podderzhka rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami psihofizicheskogo zdorov'ya / YU.A. Afon'kina. — M., 2019.

19. Bezrukih M.M. Gotovnost' k obucheniyu v shkole. Sovremennoe sostoyanie problemy / M. Bezrukih // Narodnoe obrazovanie. 2019. № 7. S. 110–115.

20. Bezrukih M. Kakoj on sovremennyj pervoklassnik?: predvaritel'nye rezul'taty populyacionnogo issledovaniya / M. Bezrukih // SHkol'nyj psiholog. 2019. № 2. S. 25–26.

21. Bityanova M. Razvitie rebenka kak strategicheskaya cel' obrazovaniya / M. Bityanova // SHkol'nyj psiholog. 2019. № 2. S. 15.

22. Dzhurinskij A.N. Polikul'turnoe obrazovanie v mnogonacional'nom sociume: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury / A.N. Dzhurinskij. 2‑e izd., pererab. i dop., 2019.

23. Levchenko I. YU. Sem'ya rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: diagnostika i konsul'tirovanie / I. YU. Levchenko, V.G. Petrova. M.: Nacional'nyj knizhnyj centr, 2018. 160 s.

24. Levchenko I. YU. Psihologicheskaya pomoshch' sem'e, vospityvayushchej rebenka s otkloneniyami v razvitii. Metodicheskoe posobie / I. YU. Levchenko, V.V. Tkacheva. M.: Prosveshchenie, 2018. 239 s.

25. Makalova I.I. Soprovozhdenie sem'i, vospityvayushchej rebenka s OVZ // Nauka, obrazovanie, obshchestvo: tendencii i perspektivy razvitiya: materialy IV Mezhdunar. nauch. — prakt. konf. / I. Makalova. CHeboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2018. S. 267–272.

26. Ovcharova R.V. Tekhnologii prakticheskogo psihologa obrazovaniya: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov i prakticheskih rabotnikov / R.V. Ovcharova. M: TC «Sfera», 2020. 448 s.

27. Posysoev N.N. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie semej, imeyushchih detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya; GOAU YAO IRO / N.N. Posysoev. YAroslavl', 2021. 76 s.

28. SHevchenko S.G. Podgotovka k shkole detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya: [metod. posobie]: Kn. 1 / S.G. SHevchenko. R.D. Triger, G.M. Kapustina, I.N. Volkova // pod obshch. red. S.G. SHevchenko. M.: SHkol'naya Pressa, 2021. 96 s. — S. 17–19.

29. SHnejder L.B. Psihologiya semennyh otnoshenii: Kurs lekcij / L.B. SHnejder. M.: Eksmo-Press, 2020. 512 s.

30. SHul'ga T.I. Social'no-psihologicheskie tekhnologii pomoshchi detyam i sem'yam grupp social'nogo riska: monografiya / T.I. SHul'ga. M.: Izdatel'stvo MGOU, 2020. 198 s.

31. Ejdemiller E.G. Metody semejnoj diagnostiki i psihoterapii / E.G. Ejdemiller. M.; SPb., 2021.

32. YUdina A.I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie socializacii podrostkov, popavshih v trudnuyu zhiznennuyu situaciyu: dis. ... kand. ped. nauk / A.I. YUdina. Kemerovo, 2019.

Семейное воспитание является важным аспектом в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ. В современном мире, учитывая техногенные факторы, число подобных детей постоянно увеличивается. В Российской Федерации на данный момент уже свыше 2 миллионов детей (8 % от общего количества детей) имеют ОВЗ, из которых, по предварительным оценкам, около 700 тысяч — дети-инвалиды.

Появление ребенка с такими образовательными потребностями часто приводит к негативным изменениям в динамике семейных отношений, в настроении и развитии родителей. Это может привести к эмоциональному неприятию ребенка и отразиться на его общем психологическом состоянии.

В современном содержании семейного и дошкольного образования недостаточно внимания уделяется формированию благоприятных взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. В то же время семья в раннем детстве формирует основу самопознания, развития адекватной самооценки, позитивного самовосприятия и самореализации ребенка.

Воспитание детей с ОВЗ представляет собой создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей равные возможности для обучения в соответствии со специальными образовательными стандартами, лечения и реабилитации, коррекции отклонений в развитии и социальной адаптации. В таких условиях семья ребенка-инвалида становится важным фактором формирования грамотного и терпимого отношения общества к детям с ОВЗ.

Сегодня понимание поддержки связано с сохранением положительного вектора здоровья и жизни ребенка и оценивается как постоянная поддержка ребенка в рамках образовательной среды, а также содействие его оптимальной адаптации в этой среде.

Школьная дезадаптация — это проблема адаптации ребенка к школьным условиям, которая проявляется в снижении способностей к обучению и проблемах во взаимоотношениях с учителями, коллективом и других аспектах школьного процесса. Ранние признаки школьной дезадаптации проявляются в потере интереса к учебе, боязни оценочных ситуаций, отказе отвечать у доски, прогулах школы и антисоциальном поведении. Наиболее уязвимым периодом для развития школьной дезадаптации является начальная школа, когда ребенок сталкивается с изменением социальной среды. Поэтому внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение адекватных условий обучения дезадаптированных детей, является важной задачей системы образования.

Для Цитирования:
Волкова Анна Леонидовна, Социально-психологическое сопровождение семей и детей с ограниченными возможностями здоровья в школе. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: