По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364.4–056.24 DOI:10.33920/pol-01-2410-05

Социальная реабилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в условиях социально-реабилитационного центра

Вельгина Айзада Тулебаевна заведующий отделением дневного пребывания Социально-реабилитационного центра, магистрант ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», Россия, г. Магнитогорск, ул. Суворова, 129/2, E-mail: Velgina89@mail.ru

В статье рассматривается проблема социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в условиях социально-реабилитационного центра на примере группы детей со сколиозом III–IV степени. Проводится анализ работы и особенности организации сопровождения семей с детьми-инвалидами и детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания сколиозом III–IV степени. Основное внимание уделяется психологическому сопровождению всех членов семьи, особенностям взаимодействия с родителями детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями со сколиозом III–IV степени, организации просветительских мероприятий, направленных на повышения уровня компетентности родителей и детей в вопросах организации быта, досуга, рационального распределения времени в течение дня для комфортного и активного образа жизни детей с диагнозом сколиоз III–IV степени.

Литература:

1. Бадрина О. Сколиоз — что это: степени, причины, лечение / О. Бадрина // Гемотест. URL: https://gemotest.ru/info/ spravochnik/zabolevaniya/skolioz/ (дата обращения: 29.07.2024).

2. Куликов А. Г. Сколиоз у детей: новые подходы к решению важной медикосоциальной проблемы / А. Г. Куликов, Т.Н. Зайцева, О.П. Пыжевская, Е.Р. Иванова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 2016. — № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skolioz-u-detey-novye-podhody-k-resheniyu-vazhnoy-medikosotsialnoy-problemy (дата обращения: 29.07.2024).

3. Кулявцева М.П. Роль социально-реабилитационных центров в социальном образовании детей/ М.П. Кулявцева // URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014002632 (дата обращения: 29.07.2024).

4. Рябенко Е.К. Сколиоз в современной классификации, лечении и профилактике / Е.К. Рябенко, О.Ю. Малозёмов // Форум молодых ученых. — 2021. — № 6 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skolioz-v-sovremennoy-klassifikatsiilechenii-i-profilaktike (дата обращения: 29.07.2024).

5. Саид Ф.М. Эффективность реабилитации детей с ортопедическими симптомами при детском церебральном параличе / Ф.М. Саид, И.Ф. Ахтямов, Д.М. Лурье, Л.В. Дзюменко, Р.А. Шарипова // ПМ. — 2022. — № 6. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-reabilitatsii-detey-s-ortopedicheskimi-simptomami-pri-detskom-tserebralnomparaliche (дата обращения: 30.07.2024).

6. Холостова Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. — 340 с.

1. Badrina O. Skolioz — chto eto: stepeni, prichiny, lechenie / O. Badrina // Gemotest. URL: https://gemotest.ru/info/spravochnik/zabolevaniya/skolioz/ (data obrashcheniya: 29.07.2024).

2. Kulikov A.G. Skolioz u detej: novye podhody k resheniyu vazhnoj medikosocial’noj problemy / A.G. Kulikov, T.N. Zajceva, O.P. Pyzhevskaya, E.R. Ivanova // Mediko-social’naya ekspertiza i reabilitaciya. — 2016. — № 4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/skolioz-u-detey-novye-podhody-k-resheniyu-vazhnoy-medikosotsialnoy-problemy (data obrashcheniya: 29.07.2024).

3. Kulyavceva M.P. Rol’ social’no-reabilitacionnyh centrov v social’nom obrazovanii detej/ M.P. Kulyavceva // URL: https:// scienceforum.ru/2014/article/2014002632 (data obrashcheniya: 29.07.2024).

4. Ryabenko E.K. Skolioz v sovremennoj klassifikacii, lechenii i profilaktike / E.K. Ryabenko, O. YU. Malozyomov // Forum molodyh uchenyh. — 2021. — № 6 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skolioz-v-sovremennoy-klassifikatsii-lechenii-i-profilaktike (data obrashcheniya: 29.07.2024).

5. Said F.M. Effektivnost’ reabilitacii detej s ortopedicheskimi simptomami pri detskom cerebral’nom paraliche / F.M. Said, I. F. Ahtyamov, D.M. Lur’e, L.V. Dzyumenko, R.A. SHaripova // PM. — 2022. — № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ effektivnost-reabilitatsii-detey-s-ortopedicheskimi-simptomami-pri-detskom-tserebralnom-paraliche (data obrashcheniya: 30.07.2024).

6. Holostova E. I. Social’naya reabilitaciya: Uchebnoe posobie / E. I. Holostova, N. F. Dement’eva. — M.: Izdatel’sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i Ko», 2006. — 340 s.

Одной из актуальных проблем современного общества является социальная реабилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в условиях социальнореабилитационного центра. Заболевания детей, с которыми обращаются родители в социально-реабилитационный центр разные. Так, к основным категориям лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) относятся следующие.

1. Лица с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

2. Лица с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).

3. Лица с нарушением речи (логопаты).

4. Лица с нарушением опорнодвигательного аппарата.

5. Лица с умственной отсталостью.

6. Лица с задержкой психического развития.

7. Лица с нарушением поведения и общения.

8. Лица с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В статье нами будет рассмотрена категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющими в анамнезе диагноз сколиоз III–IV степени.

Ежегодно в России проводится диспансерное обследование детей и подростков. Врачи выявляют на медицинских осмотрах до 29 % тех [1], кто имеет искривления позвоночника. Общая статистика показывает, что более 40 % населения Земли страдает от сколиоза, 10 % нуждается в лечении. Это заболевание особенно характерно для детей, обучающихся в школах [4]. Известно, что чаще всего сколиоз появляется у детей 10–15 лет. Причины заболевания очень разные: гормональный дисбаланс, врождённые патологии, патологии нервной системы, новообразования, аутоиммунные заболевания, травмы и другие. К тому же, выявляются негативные факторы, влияющие на прогрессирование данного заболевания. Это и малоподвижный образ жизни, когда ребёнок не посещает секции, не участвует в подвижных играх на прогулке; это неправильно организованное родителями питание (несбалансированный рацион, отсутствие режима питания); это неправильная посадка школьника за партой, когда учитель в школе и родители дома не обращают внимание ребёнка на правила сидения за школьным столом при выполнении заданий, за компьютером [2]. В социально-реабилитационном центре основное внимание уделяется разработке индивидуальной программы реабилитации таких детей, которая включает комплекс мероприятий, проводимых системно.

Для Цитирования:
Вельгина Айзада Тулебаевна, Социальная реабилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в условиях социально-реабилитационного центра. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: