Одной из актуальных проблем современного общества является социальная реабилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в условиях социальнореабилитационного центра. Заболевания детей, с которыми обращаются родители в социально-реабилитационный центр разные. Так, к основным категориям лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) относятся следующие.
1. Лица с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
2. Лица с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).
3. Лица с нарушением речи (логопаты).
4. Лица с нарушением опорнодвигательного аппарата.
5. Лица с умственной отсталостью.
6. Лица с задержкой психического развития.
7. Лица с нарушением поведения и общения.
8. Лица с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В статье нами будет рассмотрена категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющими в анамнезе диагноз сколиоз III–IV степени.
Ежегодно в России проводится диспансерное обследование детей и подростков. Врачи выявляют на медицинских осмотрах до 29 % тех [1], кто имеет искривления позвоночника. Общая статистика показывает, что более 40 % населения Земли страдает от сколиоза, 10 % нуждается в лечении. Это заболевание особенно характерно для детей, обучающихся в школах [4]. Известно, что чаще всего сколиоз появляется у детей 10–15 лет. Причины заболевания очень разные: гормональный дисбаланс, врождённые патологии, патологии нервной системы, новообразования, аутоиммунные заболевания, травмы и другие. К тому же, выявляются негативные факторы, влияющие на прогрессирование данного заболевания. Это и малоподвижный образ жизни, когда ребёнок не посещает секции, не участвует в подвижных играх на прогулке; это неправильно организованное родителями питание (несбалансированный рацион, отсутствие режима питания); это неправильная посадка школьника за партой, когда учитель в школе и родители дома не обращают внимание ребёнка на правила сидения за школьным столом при выполнении заданий, за компьютером [2]. В социально-реабилитационном центре основное внимание уделяется разработке индивидуальной программы реабилитации таких детей, которая включает комплекс мероприятий, проводимых системно.