По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.013.77 DOI:10.33920/pol-01-2410-08

Профориентация старшеклассников: ресурсы социального проектирования

Слепухина Галина Владимировна кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38, E-mail: g.slepukhina@mail.ru

В статье рассматриваются различные подходы к определению профориентационной работы, обобщение которых позволяет ее определить как систему подготовки учащимися к свободному и самостоятельному выбору профессии. Отмечается, что следствием отсутствия целенаправленной и системной профориентационной работы с учащимися является поступление в вузы студентов с низкой мотивацией на обучение по выбранному направлению подготовки. В качестве ведущей задачи профориентационной работы определяется проведение психолого-педагогического, информационного, практико-деятельностного сопровождения учащихся в формировании их собственной позиции в профессиональном самоопределении. Такая работа будет способна повысить эффективность профессионального самоопределения, сделать его более адекватным особенностям личности, при задействовании ресурсов как урочной, так и внеурочной деятельности. Применение информационных и коммуникационных технологий при изучении учебных дисциплин учащиеся могут получать информацию о различных видах профессиональной деятельности, социальных, экономических и психологических составляющих профессий. Во внеурочное время профориентация учащихся может проводиться в ходе социально-культурной деятельности, которая позволяет включать учащихся в познавательную, исполнительскую, творческую, коммуникативную деятельность. Особыми возможностями в профессиональном ориентировании учащихся обладает технология социального проектирования, которая понимается как результат творческой социально-значимой деятельности по преодолению социальных проблем. Применение такой технологии позволяет создать условия для самостоятельного осмыслении учащимися своего будущего, проявления социальной активности и субъектной жизненной позиции. В рамках исследования был разработан и реализован региональный конкурс социальной рекламы «Мы в мире», целью которого являлось привлечение внимания обучающихся к актуальным социальным проблемам общества. В конкурсе приняли участие учащиеся 8–11 классов общеобразовательных школ города, области и Республики Башкортостан.

Литература:

1. Афанасьева Н. В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Н. В. Афанасьев. — СПб.: Речь, 2007. — 365 с.

2. Брюшенков И. Е. Организационно — педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников средствами социально-культурной деятельности: дисс. канд. пед. наук: 13.00.05 / И. Е. Брюшенков. — Омск: 2009. — 158 с.

3. Воронина Е. В. Социальное проектирование как средство профессионального самоопределения / Е. В. Воронина, О. В. Музыченко // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2 (110.2). — С. 30–32. — URL: https://moluch.ru/ archive/110/27131/ (дата обращения 22.06.2024)

4. Зеер Э. Ф. Профориентология: теория и практика: учеб. Пособие / Э. Ф. Зеер. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 188 с.

5. Корчагина Ю. Стеклянных дел мастера / Ю. Корчагина // Здоровье школьника. — 2013. — № 4. — С. 31–35.

6. Митина Л. М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Л. М. Митина. — М.: Академия, 2005. — 334 с.

7. Митина Л. М. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи: вчера, сегодня, завтра / Л. М. Митина // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: материалы Всерос. науч.‑практ. конф. — Самара, 2008. — 264 с.

8. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости / Т. Л. Павлова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с.

9. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: // Психология образования. URL: http://www.fpo.ru/psyslu/profpomosh.html. (дата обращения 22.06.2024)

10. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

11. Раздобаров Н. Д. Профориентационная работа колледжа и школы / Н. Д. Раздобаров // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2009. — № 2. — С. 68–73.

12. Савкина Н. Г. Проблемы профориентации страшеклассников в школе / Н. Г. Савкина, И. Н. Маслёха // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 2–5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-proforientatsii-starsheklassnikov-v-shkole (дата обращения 22.06.2024)

13. Симонян Р. Я. Социальное проектирование в образовании / Р. Я. Симонян // Вестник ЮУрГГПУ. — 2013. — № 10. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-proektirovanie-v-obrazovanii (дата обращения 22.06.2024)

14. Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии. Теория, эксперимент: учеб.‑метод. пособие / В. И. Степанский. — М.: Моск. психол.‑соц. ин-т, 2006. — 57 с.

15. Технология командообразования и саморазвития / И. В. Гурьянова, Н. А. Кобзева, О. Г. Петушкова и др. — Магнитогорск: Изд-во МГТУ им. Г. И. Носова, 2016. https://newlms.magtu.ru/pluginfile.php/1529000/mod_resource/ content/ (дата обращения 22.06.2024)

16. Тюшев Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков / Ю. В. Тюшев. — СПб.: Питер, 2007. — 71 с.

17. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 57 с.

1. Afanas'eva N.V. Proforientacionnyj trening dlya starsheklassnikov «Tvoj vybor» / N.V. Afanas'ev. SPb.: Rech', 2007. 365 s.

2. Bryushenkov I.E. Organizacionno–pedagogicheskie usloviya professional'noj orientacii starsheklassnikov sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: diss. kand. ped. nauk: 13.00.05 / I.E. Bryushenkov. Omsk: 2009. 158 s.

3. Voronina E.V. Social'noe proektirovanie kak sredstvo professional'nogo samoopredeleniya / E.V. Voronina, O.V. Muzychenko // Molodoj uchenyj. 2016. № 6.2 (110.2). S. 30-32. – URL: https://moluch.ru/archive/110/27131/ (data obrashcheniya 22.06.2024)

4. Zeer E.F. Proforientologiya : teoriya i praktika: ucheb. Posobie / E.F. Zeer. M.: Akademicheskij proekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2004. – 188 s.

5. Korchagina YU. Steklyannyh del mastera / YU. Korchagina // Zdorov'e shkol'nika. 2013. № 4. S. 31-35.

6. Mitina L.M. Lichnost' i professiya: psihologicheskaya podderzhka i soprovozhdenie / L.M. Mitina. M.: Akademiya, 2005. 334 s.

7. Mitina L.M. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie molodezhi: vchera, segodnya, zavtra / L.M. Mitina // Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie molodezhi v period social'no-ekonomicheskoj stabilizacii Rossii: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Samara, 2008. – 264 s.

8. Pavlova T.L. Proforientaciya starsheklassnikov. Diagnostika i razvitie professional'noj zrelosti / T.L. Pavlova. M.: TC Sfera, 2006. – 128 s.

9. Polozhenie o professional'noj orientacii i psihologicheskoj podderzhke naseleniya v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: // Psihologiya obrazovaniya. URL: http://www.fpo.ru/psyslu/profpomosh.html. (data obrashcheniya 22.06.2024)

10. Pryazhnikov N.S. Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika / N.S. Pryazhnikov. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008. 320 s.

11. Razdobarov N.D. Proforientacionnaya rabota kolledzha i shkoly / N.D. Razdobarov // Spravochnik rukovoditelya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. 2009. № 2. S. 68-73.

12. Savkina N.G. Problemy proforientacii strasheklassnikov v shkole / N.G. Savkina, I.N. Maslyoha // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2017. № 2-5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-proforientatsiistarsheklassnikov-v-shkole (data obrashcheniya 22.06.2024)

13. Simonyan R.YA. Social'noe proektirovanie v obrazovanii / R.YA. Simonyan // Vestnik YUUrGGPU. 2013. № 10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-proektirovanie-v-obrazovanii(data obrashcheniya 22.06.2024)

14. Stepanskij V.I. Psihologicheskie faktory vybora professii. Teoriya, eksperiment: ucheb.-metod. posobie / V.I. Stepanskij. M.: Mosk. psihol.-soc. in-t, 2006. 57 s.

15. Tekhnologiya komandoobrazovaniya i samorazvitiya / I.V. Gur'yanova, N.A. Kobzeva, O.G. Petushkova i dr. Magnitogorsk: Izd-vo MGTU im. G.I. Nosova, 2016. https://newlms.magtu.ru/pluginfile.php/1529000/mod_resource/content/ (data obrashcheniya 22.06.2024)

16. Tyushev YU.V. Vybor professii: trening dlya podrostkov / YU.V. Tyushev. SPb.: Piter, 2007. 71 s.

17. CHernyavskaya A.P. Psihologicheskoe konsul'tirovanie po professional'noj orientacii / A.P. CHernyavskaya. M.: VLADOS-PRESS, 2001. 57 s.

Необходимость определиться с будущей профессией предполагает, что уже в 15–16 лет подростку необходимо знать о востребованных профессиях, требованиях к специалисту и, конечно же, необходима осведомленность о наборе предметов, которые будут требоваться для поступления на интересующую специальность.

Однако, в нашем постоянно развивающемся обществе профессиональное самоопределение старших школьников происходит очень часто стихийно, не происходит формирование осознанных твердых убеждений в правильности своего выбора профессии. Как показывает практика, на данный момент значительное число старшеклассников, стоящих перед выбором профессии, не обладают необходимой информацией ни о современных профессиях, ни о системе профессиональной подготовки. Многие не умеют адекватно оценивать себя, свои возможности и правильно сопоставлять их с профессиями. Выпускники старших классов, сталкиваясь с необходимостью определить перечень предметов для сдачи ЕГЭ, зачастую отдают предпочтение более легким дисциплинам. Выбирая будущую профессию, ориентируются на решение родителей или предпочтения друзей.

Все это обуславливает то, что выбор будущей профессии переживается старшеклассниками как стрессовый период. С одной стороны это вызвано страхом ответственности, с другой — отсутствием четких установок: насколько этот выбор может быть актуален в будущем. Следствием этого является то, что вновь принятые студенты ВУЗа не всегда психологически готовы осваивать профессиональные навыки, а выпускники ВУЗов не идут работать по специальности, так как при выборе будущей профессии не учли свои индивидуальные особенности и способности, не интересовались требованиями к выбранной профессии и не анализировали положение будущей профессии на рынке труда [16].

Все это определяет противоречие между низким уровнем готовности учащихся старших классов к профессиональному самоопределению и потребностью общества в деловых, инициативных, предприимчивых, коммуникабельных молодых людях, способных реализовать себя как в профессиональной сфере, так и в коллективных, межличностных отношениях.

Для Цитирования:
Слепухина Галина Владимировна, Профориентация старшеклассников: ресурсы социального проектирования. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: