Необходимость определиться с будущей профессией предполагает, что уже в 15–16 лет подростку необходимо знать о востребованных профессиях, требованиях к специалисту и, конечно же, необходима осведомленность о наборе предметов, которые будут требоваться для поступления на интересующую специальность.
Однако, в нашем постоянно развивающемся обществе профессиональное самоопределение старших школьников происходит очень часто стихийно, не происходит формирование осознанных твердых убеждений в правильности своего выбора профессии. Как показывает практика, на данный момент значительное число старшеклассников, стоящих перед выбором профессии, не обладают необходимой информацией ни о современных профессиях, ни о системе профессиональной подготовки. Многие не умеют адекватно оценивать себя, свои возможности и правильно сопоставлять их с профессиями. Выпускники старших классов, сталкиваясь с необходимостью определить перечень предметов для сдачи ЕГЭ, зачастую отдают предпочтение более легким дисциплинам. Выбирая будущую профессию, ориентируются на решение родителей или предпочтения друзей.
Все это обуславливает то, что выбор будущей профессии переживается старшеклассниками как стрессовый период. С одной стороны это вызвано страхом ответственности, с другой — отсутствием четких установок: насколько этот выбор может быть актуален в будущем. Следствием этого является то, что вновь принятые студенты ВУЗа не всегда психологически готовы осваивать профессиональные навыки, а выпускники ВУЗов не идут работать по специальности, так как при выборе будущей профессии не учли свои индивидуальные особенности и способности, не интересовались требованиями к выбранной профессии и не анализировали положение будущей профессии на рынке труда [16].
Все это определяет противоречие между низким уровнем готовности учащихся старших классов к профессиональному самоопределению и потребностью общества в деловых, инициативных, предприимчивых, коммуникабельных молодых людях, способных реализовать себя как в профессиональной сфере, так и в коллективных, межличностных отношениях.