В настоящий момент в отечественную сметную сферу происходит активное внедрение ценового и техноаудита инвестиционного обоснования и проверки корректности цены строительства. С этой целью специалисты применяют нормативы стоимости строительства.
В статье рассматриваются методы формирования цен в современной экономике, в частности в строительной сфере, принципы установки цен, их классификация и ценообразующие факторы.
Основа для любого строительного проекта — составленная проектно-сметная документация. Эта документация утверждается как у возможных инвесторов проекта, так и у органов государственной власти. На основе созданных документов заключаются договоры подряда. При формировании проектно-сметной документации учитывается, что формируемая цена на выполняемые работы основывается на требованиях рынка, то есть на основе категорий спроса и предложения. Плановый подход со стороны властей исключен. В то же время рыночные условия составления смет не означают, что документация формируется полностью без участия государства. Если планируется государственный контракт на возведение социального объекта, то в этом случае расчетной основой для заключения подобного контракта становятся цены на закупаемые ресурсы по требованиям ГЭСН-2001 в модификациях 2008 и 2014 гг. Указанный документ имеет массу недостатков, включая отсутствие учета инновационных практик при формировании цен, использование старых (советских) технологий. Единственный путь модернизации нормативной документации по вопросам подготовки смет — переход на новый метод расчета цен. План перехода на такой метод уже составлен и утвержден, производится модификация нормативной правовой базы.
В статье приведен краткий обзор строительного рынка — отраслевая специфика, причины снижения уровня спроса, индекса предпринимательской уверенности, а также особенности организации управленческого учета и контроля финансовой деятельности предприятий.
Ценообразование в строительной сфере имеет свою специфику. Конечная стоимость работ рассчитывается еще до начала строительства, на этапе проектирования и согласования строительства объекта. Кроме того, расчет стоимости производится и в процессе выполнения строительных и монтажных работ, ремонта, реконструкции. Составление сметы осуществляется на основе утвержденных строительных норм и нормативов, вследствие чего конечная стоимость проекта определяется объектной сметой. При формировании ценообразования большое значение имеет инфляция.
Строительная отрасль не стоит на месте — постоянно появляются нововведения, которые нужно отслеживать и учитывать в работе. Изменения вносятся и в сметное дело — о них и пойдет речь ниже.
Строительные работы выполняются по заранее намеченному плану. Фирма создает сметную документацию. На ее основе заключается договор подряда. Правовая регламентация договора установлена в Гражданском кодексе РФ. Как следует из положений ГК РФ, существенными условиями контракта являются: цена, формат работы и ее срок. Хотя ГК РФ подробно регламентирует главные аспекты заключения соглашения, однако в практике встречаются проблемные вопросы, к таковым, например, относят ситуацию, связанную с выдачей материалов подрядчику от заказчика. Если заказчик не использовал предоставленные ему материалы, то каким образом осуществляется возврат имущества? ГК устанавливает, что подобный возврат возможен только в натуральном формате (денежные средства за неиспользованные материалы вернуть нельзя). Однако положения ГК РФ не всегда соблюдаются российскими правоприменителями.
Возведение объектов капитального строительства регламентируется в Гражданском кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, а также разнообразных СНиПах и ГОСТах. В ГК РФ особое внимание уделено не только вопросам заключения и исполнения договора, но и установления ответственности за некачественно выполненные работы. Подтверждение факта, что подрядчик выполнил работы некачественно, осуществляется только через строительную экспертизу. Она производится либо по требованию участников строительства, либо по решению суда. Эксперт, оценивая сложившуюся ситуацию, должен для начала проверить все документы (включая техническое задание и договор), выехать на место для обследования спорного объекта. Полученные сведения экспертом систематизируются и анализируются в последующем.
Возведение любого объекта капитального или некапительного строительства в большинстве случаев регламентируется соответствующими договорами подряда. Однако действующее законодательство построено таким образом, что возникают прямые противоречия между Гражданским кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ и подзаконными актами: так, например, не совсем понятна правовая природа понятий «здание», «строение» и «сооружение» в российских нормативных правовых актах. Отсутствие конкретизации категорий приводит к тому, что некапитальные строения (торговые павильоны) иногда воспринимаются судами как объекты строительства, что означает применение к ним правовых позиций главы 37 Гражданского кодекса РФ. Последнее означает, что к торговому павильону могут быть применены санкции в виде его сноса.
Для заключения договора подряда на возведение объекта недвижимости необходимо указать несколько существенных условий: предмет договора, включающий объем выполняемой подрядчиком работы, сроки исполнения договора, цена выполняемых работ. Наиболее важным среди существенных условий договора считается срок. В гражданском законодательстве он понимается как период времени, в течение которого подрядчик исполняет задание заказчика, сдает изготовленный им объект, после чего получает денежные средства (расчет). Если в договоре подряда отсутствует указание на сроки, то это является основанием для признания такого соглашения недействительным в судебном порядке. Если в договоре срок указан, то в течение этого времени заказчик обязуется создать для подрядчика благоприятные условия работы, что предполагает подведение коммуникаций к объекту. Это условие не применяется в том случае, если возводится объект по договору долевого участия (или если соответствующее условие не прописано в заключаемом договоре подряда).
Статья посвящена исследованию процесса использования BIM-модели здания на разных этапах строительства: от стадии проектирования до стадии эксплуатации. Изучены трудности, возникающие в процессе использования неподготовленной BIM-модели в процессе эксплуатации, проведен синтез существующих и новых рекомендаций по улучшению качества наполнения информационной модели здания на разных стадиях проектирования. Новые рекомендации позволят увеличить срок эксплуатации здания и сократить расходы на его содержание. Также в рамках работы проведена оптимизация информационной модели для стадии эксплуатации объекта.
Поскольку BIM-система — эффективный инструмент оценки и поэтапного анализа проектируемого объекта, первоочередной задачей стоит подготовка интегрируемой подсистемы ценообразования. Основная цель — переход на единую платформу, на которой будут отражены все процессы реализации проектно-строительных работ. Это позволит объединить в базу работу строителей, инженеров, архитекторов, сметчиков, а любые изменения в проектной документации будут доступны в режиме реального времени и всем участникам проекта.
31 декабря 2019 г. Правительство РФ издало Постановление № 1948. Указанным документом был уточнен порядок производства госэкспертизы ПД по причине включения ее в процедуру определения достоверности сметной стоимости строительства.
Строительный аудит является действенным инструментом, позволяющим выявить факторы, влияющие негативным образом на осуществление строительно-монтажных работ. Аудит сокращает издержки, определяет возможные риски. Для проведения подобных работ аудиторы должны обладать хорошей методической подготовкой, пониманием внутренних процессов организации. Кроме того, аудиторская деятельность предполагает наличие специальной лицензии. Любая программа проведения проверки внутри компании автоматически означает осуществление комплекса процедур, включающих: определение базисных критериев для аудитора, по которым производится оценка ситуации; учет ранее проведенных проверок внутри фирмы. При этом указанный инструментарий, используемый аудиторами, не является стабильным и косным: он модифицируется с течением времени, учитывая достижения как науки, так и техники. Главные недостатки аудита на современном этапе в России: слабая нормативная правовая база (построенная по принципам Советского союза); существенное уменьшение бюджетов на осуществление аудита; падение инвестиционных рейтингов государства и отдельных компаний; коррупциогенные факторы; низкий уровень государственного управления
В России с начала 2010-х гг. действует система государственночастного партнерства. Эта система предполагает, что строительным компаниям при достижении определенных показателей предоставляется финансовая помощь со стороны государства. За последние три года сумма помощи составила более 35 млрд рублей. Создание ГЧП было позитивным шагом в поддержке сектора строительства. Однако само ГЧП в кризисной ситуации, в которой оказалась Россия, не может полностью разрешить все возникающие проблемы. Единственный возможный путь комплексного исправления — внедрение новых подходов к ценообразованию. Первая попытка на этом направлении уже сделана: Минстрой России вводит специальную федеральную государственную информационную систему, позволяющую контролировать показатели сметной стоимости. Данная ФГИС должна разрешить коррупционные проблемы, устранить «черные дыры» в формировании смет на всех уровнях.
В статье говорится о том, что изменение основных этапов производственного цикла и нестабильность производства определяют новые требования к процессу бюджетного управления в строительной сфере. В данном случае бюджетирование рассматривается как важный процесс, определяющий ресурсное обеспечение управленческого учета посредством механизма скользящего планирования. Выделены основные типы сметной документации в строительной сфере и аргументирована важность стандартизации в процессе бюджетного управления.
В российском законодательстве официально существует несколько вариантов определения стоимости проектно-сметной документации. Один из них — метод определения цены от общестоимостной. Это означает, что базовая цена используется по данным на 2001 г. с умножением на дополнительный коэффициент, устанавливаемый органами государственной власти с учетом инфляционных показателей. При этом базовые цены определяются по специальным справочникам.
Главная задача ценообразования в строительстве — формирование точной и проверенной цены на конкретные товары, работы и услуги. При формировании такой цены учитывается ряд документов: как кодифицированные акты (Гражданский кодекс РФ), так и отдельно взятые территориальные и федеральные единичные расценки. При этом сметы, построенные на основе ТЕРов и ФЕРов, значительно отличаются друг от друга: цены работ, обозначенные на основе ТЕРов, значительно выше аналогичных цен, сформированных на базе ФЕРов. Разница между этими показателями составляет от 500 тыс. до 1 млн рублей.
В статье изложена история индустриализации китайской строительной отрасли, рассмотрен процесс внедрения BIM-технологий в Китае. Основное внимание в рамках исследования уделено процессу интеграции информационных технологий для развития промышленного строительства в Китае. На протяжении последних нескольких лет в Китае произошел настоящий бум развития цифровых технологий в строительстве, что позволило увидеть новые преимущества виртуального проектирования и строительства.