По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 334.012

Реформа ценообразования и государственно-частное партнерство в сфере строительства

В России с начала 2010-х гг. действует система государственночастного партнерства. Эта система предполагает, что строительным компаниям при достижении определенных показателей предоставляется финансовая помощь со стороны государства. За последние три года сумма помощи составила более 35 млрд рублей. Создание ГЧП было позитивным шагом в поддержке сектора строительства. Однако само ГЧП в кризисной ситуации, в которой оказалась Россия, не может полностью разрешить все возникающие проблемы. Единственный возможный путь комплексного исправления — внедрение новых подходов к ценообразованию. Первая попытка на этом направлении уже сделана: Минстрой России вводит специальную федеральную государственную информационную систему, позволяющую контролировать показатели сметной стоимости. Данная ФГИС должна разрешить коррупционные проблемы, устранить «черные дыры» в формировании смет на всех уровнях.

Власти предусмотрели возможность субсидирования производственных предприятий, выполняющих работы высокотехнологического производства, на сумму до 100 млн рублей в год на срок от одного года до трех лет. При этом компания, претендующая на получение средств от государства, должна была вложить в производство не менее ста процентов от размера субсидий.

Программа софинансирования за 2010–2016 гг. успешно реализовывалась по разным субъектам Федерации: общий объем вложенного бюджетного финансирования составил более 35 млрд рублей.

Такая схема вложения средств является основой для формирования института государственно-частного партнерства.

Термин «ГЧП» первоначально возник в США. Под ним понимали совместное государственно-частное финансирование программ образования и науки. В 50-х гг. XX в. идея ГЧП поменялась: под ней стали понимать финансирование объектов социального назначения. В 60-х гг. XX в. термин использовали при оценке модернизации городской среды.

Под ГЧП в России понимается совместное осуществление деятельности (вложения производит государство и частный бизнес) в целях решения масштабных внутригосударственных или международных задач. Нормативная правовая основа ГЧП — Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О госу дарственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации.

Факторы, являющиеся наиболее привлекательными для реализации подобных проектов со стороны государства:

— большая капиталоемкость создаваемых объектов;

— возможные социальные риски при возведении зданий;

— большая длительность окупаемости вложенных ресурсов;

— необходимость установления дополнительных гарантий со стороны государства.

Факторы, являющиеся наиболее привлекательными для реализации проектов со стороны инвесторов:

— гарантированность вложенных средств со стороны государства;

— надежность реализуемых проектов;

— возможность получения прибыли при соответствующем социальном эффекте.

Для Цитирования:
Чёрный Иван Сергеевич, Реформа ценообразования и государственно-частное партнерство в сфере строительства. Сметно-договорная работа в строительстве. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: