В статье рассматриваются вопросы обучения персонала по охране труда. Разъясняется, какие категории сотрудников могут обучаться на предприятии, а какие — в специализированных заведениях. Даны рекомендации по проведению различных видов инструктажей инаписанию инструкции по охране труда.
В силу п. 256 Правил по охране труда на автомобильном транспорте (утв. приказом Минтруда России от 6 февраля 2018 г. № 59н) работодатель обязан провести инструктаж по охране труда водителю перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза (письмо Минтруда России от 16ноября 2018 г. № 15-2/ООГ-2802). Специалисты Минтруда России указывают, что в данной ситуации должен проводиться целевой инструктаж (п. 2.1.7 Порядка обучения по охране труда, утв. постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29). При этом в ведомстве напомнили, что конкретный порядок проведения инструктажей по охране труда определяет работодатель в зависимости от производственной необходимости (п. 2.1.8 Порядка обучения по охране труда).
В статье рассматривается порядок организации и проведения вводного инструктажа. Даны рекомендации по разработке инструкции по проведению вводного инструктажа и оформлению соответствующей документации. Приведена форма журнала вводного инструктажа по охране труда.
Около трети жителей России, опрошенных Госавтоинспекцией в прошлом году, считают первоочередной проблемой при автобусных перевозках нарушение водителями правил дорожного движения. При этом 26 % респондентов отметили, что на качестве пассажирских перевозок более всего сказывается слабый контроль компаний за предрейсовой готовностью техники и водителей. Для того чтобы решить проблему, 43 % опрошенных предложили ужесточить борьбу с нелегалами, а 35 % — не допускать к перевозкам недобросовестные организации. Мы попросили экспертов рассказать, какую проблему они считают главной и почему. А также какие меры они могли бы предложить для улучшения качества автобусных перевозок.
Несчастным случаем на производстве признается любое происшествие, произошедшее с сотрудником в рабочее время. Ачто делать, если сотрудник по собственной инициативе вышел на работу и получил травму? Автор статьи, опираясь на судебную практику, разбирается в указанной ситуации.
Системы помощи водителю находятся на пике своего развития и уже активно применяются ведущими мировыми автопроизводителями как эффективный инструмент повышения безопасности движения (сокращение аварийности). Системы мониторинга усталости водителя на методологическом уровне и по функциональному назначению активно развиваются и обозначили тренд, в том числе перехода по ряду функций из категории систем-ассистентов в категорию систем активной безопасности, работающих в автоматическом режиме. Наиболее эффективный, имеющий наименьшую вероятность опасного отказа, метод автоматической интерпретации функционального состояния водителя в части усталости водителя (глубокая релаксация, когда значительно возрастает количество ошибок водителя, которые могут привести к аварии, фаза функционального состояния водителя, предшествующая засыпанию) основывается на мониторинге и анализе параметров электродермальной активности. Методы автоматической интерпретации функционального состояния водителя позволяют расширить функциональные возможности ряда систем безопасности и повысить их эффективность. Показана актуальность мониторинга функционального состояния водителя до достижения транспортными средствами полной автономности движения.
Рассмотрена эффективность работы государственных инспекторов труда при надзоре за выполнением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов со стороны работодателей. Показано, что в России хоть и снижается уровень производственного травматизма, однако растет доля сокрытых несчастных случаев со смертельным исходом. Для получения достоверной статистики по производственному травматизму необходимы исследования со стороны государства по анализу несчастных случаев, не связанных спроизводством.