Основным функциональным назначением систем активной безопасности автомобиля является предотвращение аварийной ситуации. На начальной стадии возникновения критической ситуации система автоматически просчитывает «тренд», неизбежно ведущий к возникновению нештатных ситуаций, при необходимости и возможности превентивно предотвращает его путем активного вмешательства в процесс управления автомобилем. Работая в автоматическом режиме, системы активной безопасности позволяют водителю в различных критических ситуациях сохранять контроль над автомобилем, прежде всего курсовой устойчивости (сохранять движение по заданной траектории, противодействуя силам, вызывающим занос и опрокидывание) и управляемости автомобиля (способность автомобиля двигаться в заданном водителем направлении). Для реализации указанных функций они конструктивно (кинематически) связаны и взаимодействуют с тормозной системой автомобиля, повышая ее эффективность. Ряд систем активной безопасности взаимодействуют с системой управления двигателем и регулируют величину крутящего момента.
В последнее время активно разрабатываются и применяются «продвинутые» системы помощи водителю (Advanced Driver Assistance System — ADAS), системы — ассистенты водителя, вспомогательные системы активной безопасности, предназначенные для помощи водителю при прогнозировании возникновения возможных сложностей у водителя при управлении автомобилем [1–2 и др.]. Кроме превентивного предупреждения водителя о возможной опасности, ряд систем автоматически осуществляют активное вмешательство в управление автомобилем, используя при этом алгоритмы управления двигателем, тормозную систему и рулевое управление [3–5 и др.]. В соответствии с функциональным назначением ADAS делятся на три большие группы: информационные системы, предоставляющие водителю результаты автоматического мониторинга параметров движения и ситуационной обстановки, для принятия решений при управлении автомобилем; системы предупреждения, предписывающие коррекцию алгоритмов деятельности по управлению транспортным средством в реальном масштабе времени; активные системы, работающие в автоматическом режиме, с функциональным назначением превентивной коррекции параметров движения при определении трендов отклонений от штатного режима с учетом ситуационной обстановки.