По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.46

Как квалифицировать несчастный случай на производстве в нерабочее время?

С. Н. Широков канд. юрид. наук

Несчастным случаем на производстве признается любое происшествие, произошедшее с сотрудником в рабочее время. Ачто делать, если сотрудник по собственной инициативе вышел на работу и получил травму? Автор статьи, опираясь на судебную практику, разбирается в указанной ситуации.

Работник в свой выходной день по собственной инициативе вышел на работу. В результате выполнения действий, которые не входили в его трудовые обязанности, он получил травму. Работодатель никакого распоряжения о привлечении работника к работе в выходной день не издавал. Рассмотрим, как следует квалифицировать данный несчастный случай.

Порядок расследования и учета несчастного случая и оформления необходимых документов, а также связанные с этим обязанности работодателя установлены ст. 227–230 ТКРФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73 (далее — Положение).

В соответствии с частью первой ст. 227 ТК РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

В силу части третьей ст. 227 ТК РФ и п. 3 Положения несчастным случаем на производстве может быть признано любое происшествие, случившееся с работником в рабочее время (во время установленных перерывов, а также при выполнении работ в нерабочие праздничные дни и выходные) на территории организации (на рабочем месте или вне рабочего места), а также при непосредственном исполнении трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), в том числе во время служебных поездок на служебном, общественном транспорте или личном транспорте работника, используемом для нужд работодателя.

Анализ приведенных норм указывает на то, что в качестве основных признаков несчастных случаев на производстве рассматриваются прежде всего наступление их в рабочее время работника на территории работодателя и (или) при ином непосредственном исполнении работником своих трудовых обязанностей либо иной работы по поручению работодателя (его представителя). Поэтому отсутствие указанных признаков зачастую расценивается как основание для непризнания того или иного происшествия несчастным случаем на производстве.

В частности, наступление несчастного случая во время выполнения работником на территории работодателя работы как отнесенной, так и не отнесенной к его трудовой функции, а также иных действий в свое нерабочее время, в том числе в выходной день, при отсутствии распоряжения работодателя о привлечении его к работе в указанное время, сделанного в соответствии с положениями трудового законодательства, обычно не рассматривается судами и специалистами как несчастный случай на производстве (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04.08.2015 по делу № 33-15817/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Псковского областного суда от 29.07.2014 по делу № 33-1147/2014, решение Усинского городского суда Республики Коми от 12.05.2017 по делу № 2-31/2017, решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 10.12.2014 по делу №12-120/2014, решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 15.10.2010 по делу № 2-3923/10, ответ 1 и ответ 2, опубликованные на портале Роструда «Онлайнинспекция. РФ»).

Вместе с тем следует учитывать, что согласно буквальному толкованию вышеприведенных норм трудового законодательства несчастным случаем на производстве может считаться не только травма работника, имевшая место в период выполнения им трудовых обязанностей или иной работы в рабочее время или по распоряжению работодателя (его представителя), но и прочие правомерные действия работника, обусловленные трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемые в его интересах, в том числе действия, направленные на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая. Соответственно, в каждой отдельно взятой ситуации работодателю так или иначе необходимо установить, не подпадают ли действия работника, в процессе осуществления которых он получил травму на территории работодателя, под указанные выше категории действий, позволяющих квалифицировать такую травму как несчастный случай на производстве.

Кроме того, необходимо учитывать, что в судебной практике нередки случаи, когда при отсутствии формально выраженных и закрепленных распоряжений работодателя о привлечении работника к работе в его нерабочее время суды устанавливали наличие устных распоряжений или прочих указаний представителей работодателя (под представителями в этом контексте могут пониматься и непосредственные руководители работников), которые обусловили выполнение работником определенной работы или иных действий в интересах работодателя в его выходной день (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 28.03.2017 по делу № 33-870/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 05.03.2012 по делу № 33а-680/12, кассационное определение СК Пензенского областного суда от 15.07.2008 № 33-1316, решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 10.01.2013 по делу № 2-339/2013).

Наконец, в отдельных ситуациях, с учетом характера деятельности организации-работодателя (например, осуществление деятельности, относящейся к опасной, и т. п.), достаточным основанием для квалификации травмы работника как несчастного случая на производстве суды признают бездействие представителей работодателя, осведомленных о присутствии работника на территории работодателя и осуществлении им какой-либо деятельности в его выходной день без распоряжения работодателя, но не предпринявших действий по его удалению с работы (смотрите, например, решение Орловского областного суда от 05.02.2016 по делу № 21-13/2016).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, хотя ситуация, указанная в вопросе, по внешним признакам не подпадает под понятие несчастного случая на производстве, более определенный вывод об отнесении ее к таковому, по нашему мнению, может быть сделан только по итогам проведения расследования в порядке, установленном ст. 229–229.2 и 230 ТК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела.

Язык статьи:
Действия с выбранными: