По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как улучшить качество пассажирских перевозок: мнение экспертов

Около трети жителей России, опрошенных Госавтоинспекцией в прошлом году, считают первоочередной проблемой при автобусных перевозках нарушение водителями правил дорожного движения. При этом 26 % респондентов отметили, что на качестве пассажирских перевозок более всего сказывается слабый контроль компаний за предрейсовой готовностью техники и водителей. Для того чтобы решить проблему, 43 % опрошенных предложили ужесточить борьбу с нелегалами, а 35 % — не допускать к перевозкам недобросовестные организации. Мы попросили экспертов рассказать, какую проблему они считают главной и почему. А также какие меры они могли бы предложить для улучшения качества автобусных перевозок.

Татьяна Михеева, специалист научно-исследовательского института автомобильного транспорта:

— В настоящий момент сложно назвать какую-либо конкретную проблему в сфере пассажирских перевозок главной — сейчас их множество, и они тесно взаимосвязаны, притом в большей степени связаны с качеством транспортного обслуживания пассажиров.

Вместе с тем федеральные власти некоторое время назад реализовали попытку обеспечить высокий уровень качества пассажирских перевозок, утвердив Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утвержден распоряжением Минтранса России от 31.01.2017 № НА-19-р). Стандарт включает в себя ряд показателей качества транспортного обслуживания населения (доступность, надежность и комфортность), нормативные значения которых устанавливались на уровне, обеспечивающем должное качество пассажирских перевозок.

В то же время по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросам комплексного развития пассажирских перевозок, состоявшегося 22 сентября 2017 г., было разработано поручение в части обязательности принятия и соблюдения региональных стандартов транспортного обслуживания населения различными видами транспорта, разработанных на основе базового федерального стандарта. Однако в настоящий момент региональные стандарты разработаны лишь в отдельных немногочисленных регионах.

Система стандартов должна была реорганизовать существующую систему организации перевозок на муниципальном и региональном уровне, позволив организовать транспортное обслуживание населения таким образом, чтобы и перевозчик, и пассажир получали выгоду от сложившейся структуры. И в первую очередь она должна была повлиять на вопрос обновления подвижного состава, который в настоящий момент является ключевым, поскольку сейчас более 50% всех транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки, превысили свой эксплуатационный срок. Так, доля подвижного состава с превышением нормативного срока службы1 в период с 2000 по 2016 г. по автобусу увеличилась с 43 до 51 %, по трамваю — с 43 до 73, по троллейбусу — с 47 до 54 %2 . Превышение срока службы приводит и к проблемам в технической эксплуатации, и к повышению аварийности, и к снижению комфортности пассажира ввиду высокого уровня шума, неудовлетворительного комфортного режима и иных факторов, влияющих на степень удовлетворенности пассажира.

Вместе с тем перевозчики не в состоянии обновить подвижной состав по причине особенностей сроков контрактации на осуществление пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Также негативным образом на сложившуюся ситуацию влияют так называемые нелегальные перевозчики, которые без разрешительных документов осуществляют регулярные перевозки (иногда под видом заказных) и конкурируют с официальными перевозчиками, забирая их пассажиропоток и снижая выручку. В неконкурентных условиях, когда официальные перевозчики должны платить налоги и соблюдать требования властей по организации перевозок, а неофициальные практически ничем не ограничены, сложно требовать высоких инвестиций в обновление подвижного состава.

Таким образом, можно говорить о комплексной проблеме, которая, с одной стороны, связана с низким уровнем контроля за действиями нелегальных перевозчиков, а с другой стороны, с недостаточной активностью в части обеспечения качества транспортного обслуживания. Поэтому развитие отрасли пассажирских перевозок должно быть связано в большей степени с решением данных задач.

Игорь Сивец, заместитель директора по развитию бизнеса сервиса путешествий «Туту.ру»:

— К основным проблемам автобусного рынка можно отнести отсутствие единых подходов к продаже билетов в Интернете, несовершенную законодательную базу в части интернет-продаж билетов и различное качество перевозок у транспортных компаний.

Со своей стороны мы помогаем пассажиру сделать выбор при покупке билета онлайн. Мы одними из первых в России стали публиковать на своем сайте оценки и отзывы пассажиров. Сейчас собрано более 10 тыс. отзывов, и свыше 23 тыс. оценок.

Пассажир оценивает перевозчика, делится своими впечатлениями, претензиями. Мы оцениваем и состояние автобуса, и профессионализм водителя, и общее впечатление от поездки.

Пассажиры, выбирая билет из множества вариантов, уже ориентируются на реальный опыт предыдущих пассажиров. В свою очередь, перевозчик на нашем ресурсе с помощью формы обратной связи может ответить пассажиру, поблагодарить за положительный отзыв или дать разъяснения по негативным случаям.

В офлайне в большинстве случаев выбор более безликий: человек приходит в кассу и покупает билет на нужное время. Только в редких случаях искушенные пассажиры выбирают именно определенного перевозчика, опираясь на свой прошлый опыт. Какой автобус приедет, какие «сюрпризы» могут ждать в пути — все это «остается за кадром»

С помощью автобусных рейтингов мы мотивируем игроков рынка самим как можно скорее исправлять все недочеты в работе, если они есть, так как рейтинг напрямую влияет на количество проданных билетов. Принцип прост: на тебя много жалоб, значит, с тобой никто не поедет. Перевозчики сами заинтересованы в высокой оценке от пассажиров. А тем, у кого высокий рейтинг (шкала оценок от 2 до 10 баллов), мы даже предоставляем специальные наклейки — наш знак качества. Перевозчик может их наклеить на двери своих автобусов, чтобы наглядно продемонстрировать высокую оценку пассажиров предоставляемого сервиса.

Язык статьи:
Действия с выбранными: