«Не имейте в своем доме ничего, кроме того, что считаете полезным и называете красивым» — писал Уильям Моррис. Посуда на нашем столе полностью отвечает этим двум требованиям. Сегодня сложно найти какой-то предмет посуды, который бы чаще стоял на столе, чем чайная чашка. Среди всего многообразия посуды именно чайная посуда выделяется своей изысканностью. Возможно, это обусловлено особым отношением к ритуалу чаепития, в котором большая роль уделяется эстетике окружающей обстановки и особом душевном настрое. Чайные пары, родом из китайской традиции, вписанные в европейский контекст, обогащались русскими фарфористами исконно русским колоритом и самобытностью.
Осенью 2024 года будет отмечаться 100 лет со дня рождения Ю.Н. Горбунова и 95 лет — Л.М. Горбуновой. Статья знакомит с творчеством семейной пары художников Первомайского фарфорового завода в поселке Песочное на Волге Рыбинского района Ярославской области. В произведениях авторов отразились стилистические тенденции развития искусства фарфора второй половины XX века.
Константин Иванович Тыркин — старейший художник новгородского завода «Пролетарий». Предприятие было основано в конце XIX века и прекратило свое существование в начале 2000-х годов. Константин Иванович внес большой вклад в развитие художественной культуры завода в 1960-80-е гг., разработав за свою трудовую деятельность свыше 300 форм посуды. В статье предпринята попытка на примере творчества Константина Ивановича Тыркина проследить преемственность формообразования советских форм посуды относительно прошлых столетий и творчества отечественных и зарубежных мастеров. К материалам исследования относятся: коллекция фарфора Новгородского музея-заповедника, архивные материалы Государственного архива Новгородской области, монографии В.А. Измайлова и Б.А. Кузнецова о новгородских предприятиях, монографии А.Б. Салтыкова, Л.В. Андреевой о советских, русских и западноевропейских формах столового фарфора, каталоги традиционной русской керамики, форм китайского, западноевропейского, русского и советского фарфора, разных лет.
В 2015 году на базе частной коллекции фарфоровых шахмат в Санкт-Петербурге открылся Музей Фарфора и Шахмат. Особое место занимают фарфоровые шахматы: необыкновенное множество тем, выбор персонажей, а также разнообразие стилей, техник декорирования фарфора делают музейную коллекцию проводником в мир художественного фарфора. В собрании музея находится более 180 наборов и фигур фарфоровых шахмат из более, чем 20-ти стран мира. В истории человечества нет другой игры, которая бы получила столь яркое отражение в народном творчестве, литературе, живописи и особенно в декоративно-прикладном искусстве.
В конце 2019 года свой столетний юбилей отметил Музей керамики. За время своего существования он претерпел несколько реорганизаций и сменил не одно название. Но неизменным на протяжении века оставалось одно — уникальность и разнообразие его коллекций, по праву считающихся настоящим национальным достоянием. Юбилейная выставка, открытая в 2019 году, продолжит свою работу до середины лета 2024 года. Она представляет самые важные страницы деятельности единственного специализированного музея России и историю его коллекций, которые в настоящее время относятся к числу наиболее значительных в России и насчитывают около 40 тысяч предметов.
Настоящая публикация — в память о рано ушедшем из жизни замечательном художнике и человеке, оставившем после себя талантливое наследие. Автору посчастливилось быть знакомой с ним, в результате чего на значительном фактическом материале, а также опубликованных источниках, дана краткая биография и короткий, но плодотворный творческий путь художника, путешественника и истинного патриота России.
Личность Алексея Дементьевича Фатьянова (1915-2001) заслуживает особого интереса и уважения, как заслуживает особого разговора история крупнейшего на Востоке страны — «великой окраине» — иркутского собрания художественных ценностей; его приумножению, изучению и представлению он посвятил большую часть своей жизни. Две судьбы — музея и Фатьянова, главного собирателя его сокровищ, главного его устроителя, главного радетеля за его процветание — не просто неразлучны. Они едины, их можно и нужно воспринимать как одну жизнь.
Исходя из личного опыта, автор предлагает ознакомиться со своим подходом к организации как отдельных экспозиционных пространств, так и Музея в целом, учитывая особенности экспозиционного материала и места размещения объекта.
В статье рассматриваются актуальные методы работы в экспозиционном дизайне, приводятся примеры создания архитектурно-художественной концепции. Экспозиция предстает как способ перевода научной музейной концепции на язык искусства с учетом возможностей современных мультимедиа и с ориентацией на психологию восприятия. В описанных примерах ряда инсталляций двух музеев военной тематики показывается, как работает музейная архитектура.