В 2023–2024 годах вышли в свет первые два тома собрания А.В. Морозова, подготовленные сотрудниками отдела «Музей керамики» Музея-усадьбы Кусково1. Настоящий проект состоит из цикла каталогов произведений фарфора, керамики и стекла, собранных известным московским коллекционером Алексеем Викуловичем Морозовым (1857–1934). Это выдающееся по своей полноте и художественному уровню собрание после национализации легло в основу Музея фарфора (позже — Государственного музея керамики в Кусково).
Первый том — «Эссе. Документы. Мемуары» — посвящен личности коллекционера и общему анализу его наследия. Основополагающим материалом о главном герое служит статья «А.В. Морозов. Судьба на переломе эпох», в которой представлен максимально полный на сегодняшний день объем информации о его жизни и собирательской деятельности. Важным дополнением к биографии коллекционера стали документальные источники личного происхождения — впервые опубликованная целиком рукопись А.В. Морозова и ранее не изданные письма. Коллекциям русского фарфора, керамики и стекла посвящены отдельные статьи, в которых профильными специалистами проанализированы состав, достоинства и специфика каждой из них. В статье «Обмены, выдачи, продажи. О судьбе предметов из собрания А.В. Морозова» воссоздана история утрат предметов из морозовских коллекций на протяжении ХХ века. Результаты большой работы по поиску и систематизации этих данных отражены в приложенных к статье таблицах. Издание богато иллюстрировано предметами из разных коллекций, приведены архивные фотографии и портреты А.В. Морозова. Судьба коллекционера неотделима от судьбы его собраний — эта идея стала основным лейтмотивом первого тома, в котором раскрыт образ выдающегося коллекционера своего времени, очерчен путь его развития на этом поприще, наконец, дана достойная оценка коллекциям, которые были делом всей его жизни.
Второй том — «Императорский фарфоровый завод» — представляет каталог продукции ИФЗ из собрания А.В. Морозова, в который вошли 346 произведений XVIII – нач. XX веков, в числе которых мелкая пластика, вазы и посудные формы. Исчерпывающая характеристика этой коллекции дана во вступительной статье Т.А. Мозжухиной, одного из ведущих специалистов в области русского фарфора и в прошлом многолетнего сотрудника музея. Структура каталога построена по принципам, характерным для начала XX века, а последовательность материала внутри разделов отражает личные пристрастия Морозова-коллекционера. Отметим, что каталожные описания отдельных предметов сопровождаются комментариями специалистов, содержат исторические справки и уточняющую информацию, а также цитаты записей А.В. Морозова об источниках поступлений предметов. Все эти сведения сообщают каталогу дополнительное научное и практическое значение. Большого внимания заслуживает работа по определению графических и живописных источников, послуживших образцами для сюжетов росписей и моделей скульптур. Неоценимую помощь в этом оказала привлеченный специалист И.Е. Кулименева — главный библиограф Научной библиотеки Государственного Эрмитажа, благодаря сотрудничеству с которой была уточнена атрибуция многих предметов коллекции. Настоящее издание открывает специалистам новые возможности для систематизации, датировки и подтверждения подлинности произведений Императорского фарфора.