Для собирания коллекций, а более того — для организации музея — нужны не только благие намерения, глубокие знания и значительные средства, помноженные на повседневные заботы многих лет, но и осознание общественного смысла своей деятельности. История сложения музейных коллекций сохранила много имен собирателей и примеров их самоотверженной деятельности. Среди них немало личностей ярких, натур страстных и деятельных. Их гражданское достоинство и энергия проявляются в служении культуре, искусству; в этом они находят и личное наслаждение, и возможность служения Отечеству.
Известный писатель и современник Фатьянова Валентин Григорьевич Распутин, испытывая глубокое уважение к продолжателю традиций лучших деятелей русской культуры, писал цитируемое впоследствии предисловие к книге «Иркутские сокровища»: «Алексей Дементьевич Фатьянов из той необъяснимой породы людей, которые не просто работают в искусстве, а живут и дышат искусством, существуют в нем как в мире наиглавнейших ценностей. Перед такими людьми, фанатично отдающимися какому-либо делу, робеет даже удивление, которое не в состоянии проникнуть в их тайну, в пружину никогда не ослабевающего действия. Говорить об Алексее Дементьевиче Фатьянове общеизвестные вещи в том роде, что он горячий патриот своего города и края, строгий ценитель и вдохновенный пропагандист искусства, его чернорабочий и ученый — мало: по отношению к нему все эти понятия надо возводить в степень и в особое, совсем не общего свойства, качество» [4, с. 8–9].
Имеющийся для исследования материал, позволяет говорить о Фатьянове как о многогранной личности: художнике, опытном искусствоведе, историке культуры, директоре музея (1948–1977), заслуженном работнике культуры РСФСР (1966), Почетном гражданине города Иркутска (1990), участнике Великой Отечественной войны, видном общественном деятеле. Он — один из основателей иркутского отделения Всероссийского общества охраны памятников, член Иркутского отделения Союза художников России (с 1964) и Российского географического общества, член Президиума Советского комитета Международного Совета музеев (ЮНЕСКО), организатор и руководитель единственного на востоке страны, в Иркутске, филиала Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря, увлеченный собиратель и кропотливый исследователь, составитель и издатель каталогов и книг о музее и его коллекциях, талантливый экспозиционер. В наши дни сформированное им собрание музея — его уникальная художественна коллекция, архив и библиотека, а также творческий метод систематизации и представления коллекции обществу — не утратили своей ценности и являются богатым материалом для изучения и освоения.