По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Страницы истории. К 100-летию Музея керамики

В.В. Микитина заведующий отделом «Музей керамики» Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково»

В конце 2019 года свой столетний юбилей отметил Музей керамики. За время своего существования он претерпел несколько реорганизаций и сменил не одно название. Но неизменным на протяжении века оставалось одно — уникальность и разнообразие его коллекций, по праву считающихся настоящим национальным достоянием. Юбилейная выставка, открытая в 2019 году, продолжит свою работу до середины лета 2024 года. Она представляет самые важные страницы деятельности единственного специализированного музея России и историю его коллекций, которые в настоящее время относятся к числу наиболее значительных в России и насчитывают около 40 тысяч предметов.

14 декабря 1919 года состоялось открытие Музея-выставки русской художественной старины (Введенский переулок, д. 21). Основой его послужило национализированное в 1918 году собрание А.В. Морозова (1857–1934) (Фото 1). Оно состояло из нескольких прекрасно подобранных коллекций: графика, иконы, русский фарфор, керамика, стекло, серебро, миниатюры. На протяжении первого полугодия 1919 года комиссия Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР проводила прием произведений морозовского особняка. В заключительном акте комиссией было отмечено, что «по своей художественной значимости, сохранности и состоянию помещений, в которых хранится собрание русского фарфора (2600 предметов), оно вполне может быть развернуто в самостоятельную выставку».

В этот же день (14.12.1919) официально открыли и «коллекцию русского фарфора». Заведующим музеем был назначен скульптор Сергей Захарович Мограчёв (1887–1960), а Морозов остался работать в музее рядом со своими коллекциями (Фото 2).

В марте 1921 года музей переименовали в Музей фарфора. В 1924 году он стал отделением Объединённого музея декоративного искусства наряду с Оружейной палатой, соборами Кремля, Домом боярина XVII века, Музеем мебели и Музеем игрушки.

Музей фарфора просуществовал в морозовском особняке до 1929 года. Бывшие владения Морозова были переданы Коммунистической академии — одному из высших учебных заведений РСФСР, а музей перевели в здание Первого музея Нового западного искусства (Большой Знаменский переулок, дом № 8), в бывший особняк С.И. Щукина. В 1929 году музей вышел из состава Объединенного музея декоративного искусства и получил название — Государственный музей керамики.

На протяжении 1920-х годов музей активно пополнялся как отдельными произведениями, так и целыми коллекциями известных московских собирателей (Фото 3).

В собрании зарубежного фарфора, керамики и стекла наиболее значительной является коллекция Льва Константиновича Зубалова (1853–1914). Он происходил из известного в Грузии рода Зубаловых (Зубалошвили), в середине ХIХ в. получивших российское дворянство. Богатство семьи было связано с нефтяным промыслом под Баку. Согласно воле Льва Константиновича, его наследники — жена и сыновья — в 1917 году передали коллекцию Румянцевскому музею, где в 1924 году ее распределили в Музей фарфора и Музей изящных искусств.

Для Цитирования:
В.В. Микитина, Страницы истории. К 100-летию Музея керамики. Музей. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: